Форум » БТТ » ЗПРК "Тунгуска" » Ответить

ЗПРК "Тунгуска"

rustem: Зенитный пушечно-ракетный комплекс ТУНГУСКА Созданная к началу 1970-х гг. система зенитного ракетного вооружения Сухопутных войск в целом отвечала задачам борьбы с традиционными средствами воздушного нападения — самолетами противника. Однако к этому времени широкое распространение получило но¬вое эффективное средство вооруженной борьбы — боевые вертолеты. В силу известной диспропорции в численности танков Варшавского дого¬вора и НАТО, на Западе уделяли значительное внимание развитию противотанковых средств. При этом особое развитие получило применение противотанковых ракет с вертолетов — наиболее мо¬бильного средства, способного быстро перекрыть участки прорыва наступающих танковых соединений. К началу 1970-х гг. вооруженные противотанковыми ракетами вертолеты американского производства наглядно продемонстрировали свои возможности. В Южном Вьетнаме они остановили идущие к Сайгону танковые колонны так называемых "партизан" — Вьетконга. По оценкам американцев, успешно закончились 89 из 91 захода вертолетов на бронетех¬нику, огневые позиции артиллерии и другие наземные цели. На Ближнем Во¬стоке половина египетской танковой бригады, наступавшей на перевал Митла, 14 октября 1973 г. была уничтожена атакой 18 израильских вертолетов. Исходя из положительного боевого опыта, в каждой дивизии США были созданы специальные вертолетные подразделения для борьбы с танками. Группа боевых вертолетов совместно с вертолетом-разведчиком занимала укрытую в складках местности позицию в 3-5 км от линии фронта. При подходе танков вертолеты «подскакивали» вверх на 15-25 м, в течение 15-20 с поражали танки управляемыми ракетами, а за¬тем безнаказанно скрывались. Решением Правительства в 1973 г. началась специальная комплексная НИР по изысканию путей защиты Сухопутных войск, а особенно — наступающих танков и других объектов бронетехники от ударов вертолетов противника. Головным исполнителем этой большой и сложной работы был определен 3 НИИ МО (научный руководитель работы — СИ. Петухов). В ходе выполнения НИР на Донгузс-ком полигоне (начальник полигона O.K. Дмитриев) было проведено опытное учение (руководитель учения В.А. Гацолаев) с боевыми стрельбами различных видов оружия Сухопутных войск по вертолетам-мишеням. Анализ показал, что ни одно из зенитных средств Советской Армии не может успешно противостоять боевым вертолетам. Отличившиеся в 1973 г. в боях на Ближнем Востоке самоходные зенитные установки ЗСУ-23-4 "Шилка" имели малую дальность огня 23-мм автоматов — всего 2 км, не располагали собственными средствами обнаружения целей, своевременно предупреждающими о приближении воздушного противника. ЗСУ "Шилка" обладала очень ограниченными поисковыми возможностями — ее РЛС сопровождения целей могла вести поиск только в секторе 15-40 град, по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах ±7 град, от установленного направления оси антенны. При отсутствии внешних целеуказаний РЛС ЗСУ-23-4 могла осуществлять автономный круговой поиск, но эффективность обнаружения воздушных целей при этом оказывалась менее 20%. Переносные зенитные ракетные комплексы семейства "Стрела-2" также имели недостаточную дальность и, как их американские аналоги "Ред Ай", могли поражать только уже прошедшие над ними воздушные цели — тепловые головки самонаведения реагировали на раскаленные сопла двигателей самолетов. Самоходные комплексы "Стрела-1" были лишены этого недостатка, так как оснащались ракетами с фотоконтрастными головками самонаведения видимого диапазона спектра. Но они захватывали и сопровождали цель только на фоне ясного неба или сплошной облачности и "не замечали" висевший вблизи горизонта вертолет. Всепогодные комплексы "Оса" в принципе могли сбивать боевые вертолеты, но их большое время реакции — порядка полуминуты — не позволяло своевременно отреагировать на стремительную атаку противника. Единственным эффективным средством борьбы с боевыми вертолетами мог стать только комплекс "Тунгуска" разработка которого была поручена Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1970 г. №427-151. Первоначально "Тунгуска" рассматривалась как чисто пушечный комплекс, создаваемый взамен "Шилки" и отличающийся от нее увеличенным калибром автоматических зенитных пушек. Проведенные экспериментальные исследования показали, что переход от снаряда калибра 23 мм на снаряд калибра 30 мм, связанный с двух-трехкратным увеличе¬нием массы взрывчатого вещества, по¬зволяет в 2-3 раза уменьшить необходи¬мое число попаданий для поражения са¬молета. Сравнительные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и гипотетичес¬кой ЗСУ-30-4 при стрельбе по МиГ-17, летящему со скоростью 300 м/с, показа¬ли, что при одинаковой массе расходуе¬мого боекомплекта вероятность пораже¬ния на различных высотах возрастает примерно в полтора раза, досягаемость по высоте — с 2 до 4 км С увеличением калибра пушек повышается и эффектив¬ность стрельбы по наземным целям, рас¬ширяются возможности использования снарядов кумулятивного действия для поражения легкобронированных целей типа БМП. Переход с калибра автома¬тических зенитных пушек 23 мм на 30 мм практически не сказывался на темпе стрельбы, но при дальнейшем увеличении калибра обеспечить высо¬кую скорострельность было техничес¬ки невозможно. С самого начала работ "Тунгуска" дол¬жна была комплектоваться радиолокато¬ром слежения за целью Затем ее оснас¬тили и собственным радиолокатором кру¬гового обзора для своевременного об¬наружения воздушных целей на дально¬стях 16-18 км. Однако на разработку та¬кой станции, не имевшей аналога в со¬ставе средств "Шилки", КБП МОП согла¬силось только после тщательного рас-смотрения материалов специальных исследовании, проведен¬ных в 3 НИИ МО. С целью расширения зоны обстрела целей до рубежа применения ими бортового оружия и повышения бое¬вого могущества "Тунгуски" по инициативе КБП МОП и 3 НИИ МО было признано целесообразным поставить на ЗСУ допол¬нительно ракетное вооружение с системой оптического визи¬рования и радиотелеуправления ЗУР, обеспечивающей пора¬жение целей на высотах до 3500 м и на дальностях до 8 км. Таким образом, сложность и стоимость нового зенитно¬го пушечно-ракетного комплекса (ЗПРК) неуклонно возрас¬тали. Целесообразность его разработки вызвала большие сомнения в аппарате министра обороны СССР А.А. Гречко. После принятия на вооружение в 1975 г. ЗРК "Оса-АК", имев¬шего близкую к "Тунгуске" зону поражения самолетов по даль¬ности (до 10 км) и существенно большую досягаемость по высоте (до 5 км), финансирование дальнейшей разработки нового зенитного пушечно-ракетного комплекса прекрати¬лось до 1977 г., когда специалистам НИИ-3 и КБП удалось убедить военное руководство, что только втрое меньшее, в сравнении с ЗРК "Оса-АК", время реакции комплекса "Тун¬гуска" обеспечит успешную борьбу с кратковременно появ¬ляющимися ("подскакивающими") или с внезапно вылета¬ющими из-за складок местности вертолетами и другими низколетящими целями. В дуэльной ситуации поединка боевого вертолета с зенит¬ным комплексом счет времени идет даже не на секунды, а на их доли — все зависит от того, чья ракета раньше долетит до противника и, поразив его, сорвет наведение вражеской раке¬ты. Наименьшее полетное время ракеты обеспечивается при быстром разгоне с последующим высокоскоростным полетом по инерции. Но, разогнавшись, обычная ракета быстро тормо¬зится сопротивлением воздуха. Тульские конструкторы нашли оригинальное решение. Ракету сделали двухступенчатой, но ос¬настили двигателем только первую ступень, выполненную в довольно большом калибре — 152 мм. По завершении работы через 2,6 с после старта она отделялась, не препятствуя дальнейшему полету разогнанной до скорости 900 м/с предельно ужатой, вдвое более тонкой, хорошо обтекаемой маршевой ступени. Применение такой схемы позволило вдвое снизить вес по сравнению с одноступенчатой ракетой с теми же характеристиками, уложившись в величину около 40 кг. Большую часть маршевой ступени составляла удлиненная стержневая боевая часть, подрываемая по команде от лазерного взрывателя, а при прямом попадании (вероятность которого достигала примерно 60%) — контактным взрывателем. Отсутствие двигателя на маршевой ступени исключало задымление линии визирования цели, а на участке работы стартового двигателя ракета специально уводилась подальше вверх, отрабатывая "горку". Положение ракеты определялось автоматически по трассеру, аналогично тому, как это делалось в полуавтоматических противотанковых комплексах. Применение оптических систем обеспечивало угловую точность наведения, многократно превышающую показатели радиолокационных средств, а отсутствие всепогодности не являлось существенным недостатком, так как боевые вертолеты в те годы тоже могли действовать только в условиях прямой видимости своих целей. Как уже отмечалось, разработка комплекса "Тунгуска" в целом проводилась КБП МОП под руководством главного конструктора А.Г. Шипунова. Главными конструкторами пушек и ракеты являлись, соответственно, В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. В создании основных средств комплекса участвовали Улья¬новский механический завод МРП (по радиоприборному комплексу, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод МСХМ (по гусеничному шасси ГМ-352 с системой электропитания), ВНИИ "Сигнал" МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и другие организации. Совместные (государственные) испытания комплекса "Тунгуска" проводились с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) под руководством комиссии, которую возглавлял Ю.П. Беляков. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 г. Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комп¬лекса 2К22 состояла из размещенных на гусеничном самоходе высокой проходимости ракетного вооружения, включавшего в себя восемь пусковых установок с направляющими и боекомп¬лект ЗУР 9М311 в транспортно-пусковых контейнерах, шифра¬тор, аппаратуру выделения координат; пушечного вооружения, состоявшего из двух 30-мм автоматов 2А38 с системой охлаж¬дения и боекомплекта к ним; силовых гидравлических приво¬дов наведения пушек и пусковых установок; радиолокационной системы, состоящей из РЛС обнаружения цели и РЛС сопро¬вождения цели с наземным радиозапросчиком; цифрового счетно-решающего прибора; прицельно-оптического оборудо¬вания с системой наведения и стабилизации, а также системы измерения качек и курса; аппаратуры встроенного контроля, навигации, систем жизнеобеспечения, связи, автоматики и ав¬тоблокировок, противоатомной, противохимической и противобиологической защиты Двуствольный зенитный автомат 2А38 калибра 30 мм обеспечивал стрельбу патронами, подаваемыми из общей для двух стволов патронной ленты единым механизмом подачи. Ав¬томат имел один стреляющий механизм ударного действия, обслуживавший поочередно левый и правый стволы. Управле¬ние стрельбой было дистанционное — с помощью электро¬спуска. Охлаждение стволов — жидкостное, с использованием воды или, при отрицательной температуре воздуха, антифри¬за. Автомат работал при углах возвышения от -9 град, до +85 град. Патронная лента состояла из звеньев с патронами, имеющими снаряды осколочно-фугасно-зажигательного и осколочно-трассирующего действия (в соотношении 4:1). Бое¬комплект — 1936 патронов. Автоматы обеспечивали общий темп стрельбы 4060-4810 выстрелов в минуту, надежную работу во всех условиях эксплуатации, в том числе при температуре от-50 град.С до +50 град.С , при обледенении, дожде, запылении, при стрельбе без чистки и смазки в течение 6 суток с ежесуточ¬ным отстрелом 200 патронов на автомат, с сухими (обезжирен¬ными) деталями автоматики. Живучесть автомата (без смены стволов) составляла не менее 8000 выстрелов (при режиме стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждени¬ем стволов). Начальная скорость снарядов — 960-980 м/с. Зенитная управляемая ракета 9М311 массой 42 кг (транспортно-пусковой контейнер с ракетой весил 57 кг) была построена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета имела однорежимную двигательную установку, состо¬явшую из стартового двигателя с пластмассовым корпусом ди¬аметром 152 мм. После завершения работы двигатель отде¬лялся, а маршевая ступень (масса — 18,5 кг, диаметр — 76 мм) продолжала полет по инерции. Средняя скорость ракеты со¬ставляла 600 м/с при средней располагаемой перегрузке 18 единиц, что обеспечивало поражение на встречных и догон-ных курсах целей, летящих со скоростью до 500 м/с и маневри¬рующих с перегрузкой 5-7 единиц. Боевое снаряжение ракеты состояло из боевой части, не¬контактного датчика цели и контактного взрывателя. Занимав¬шая почти всю длину маршевой ступени боевая часть массой 9 кг была выполнена в виде отсека большого удлинения со стер- жневыми поражающими элементами, для повышения эффек¬тивности окруженными осколочной рубашкой. Боевая часть обеспечивала режущее действие по элементам конструкции планера цели и зажигательное — по элементам ее топливной системы. При малых промахах (до 1,5 м) обеспечивалось также и фугасное действие. Подрыв боевой части осуществлялся на удалении до 5 м от цели по сигналу неконтактного датчика, а при прямом попадании (вероятность которого достигала при¬мерно 60%) — контактным взрывателем. Неконтактный датчик массой всего 0,8 кг состоял из четы¬рех полупроводниковых лазеров с оптической системой, обра¬зующих восьмилучевую диаграмму направленности перпенди¬кулярно продольной оси ракеты Отраженный от цели сигнал лазера принимался фотоприемниками. Дальность уверенного срабатывания составляла 5 м, надежного несрабатывания — 15 м. Неконтактный датчик взводился по радиокомандам за 1 км до встречи ЗУР с целью, а при стрельбе ракетой по назем¬ным целям отключался перед стартом. Ограничений по высоте система управления ЗУР не имела. Бортовая аппаратура ЗУР включала в себя антенно-волноводную систему, электронный блок, гироскопический коорди¬натор, блок рулевого привода, трассер, блок питания. В ракете было применено пассивное аэродинамическое демпфирова¬ние планера ЗУР в полете, что обеспечивалось коррекцией кон¬тура управления при передаче команд на ракету от вычисли¬тельной системы боевой машины. Это позволяло получить до¬статочную точность наведения, уменьшить вес и габариты бор¬товой аппаратуры и ЗУР в целом. Длина ракеты составляла 2562 мм. Станция обнаружения целей 1РЛ144М боевой машины комплекса "Тунгуска" представляла собой когерентно-импуль¬сную РЛС кругового обзора дециметрового диапазона волн. Высокая стабильность частоты передатчика, выполненного в виде задающего генератора и усилительной цепочки, приме¬нение фильтровой схемы селекции движущихся целей обес¬печивали высокий коэффициент подавления отражений от местных предметов (30-40 дБ), что позволяло производить об¬наружение целей на фоне интенсивных отражений от подсти¬лающей поверхности и в пассивных помехах. Подбором значе¬ний несущей частоты и частоты повторения импульсов достиг¬нуто однозначное определение дальности и радиальной ско¬рости, что позволило реализовать сопровождение цели по даль¬ности и по азимуту, автоматическое целеуказание станции со¬провождения цели и выдачу текущей дальности в цифровую вычислительную систему как резервный вариант при поста¬новке противником интенсивных помех в диапазоне станции сопровождения. Для обеспечения работы в движении приме¬нена электромеханическая система стабилизации антенны с использованием системы измерения качек и курса самохода. При импульсной мощности передатчика 7-10 кВт, чувстви¬тельности приемника порядка 2x1014 Вт, ширине диаграммы направленности антенны по азимуту 5 град и по углу места 15 град, станция с вероятностью 0,9 обеспечивала обнаруже¬ние истребителя, летящего на высотах от 0,025 до 3,5 км, на дальности 16-19 км. Разрешающая способность станции и среднеквадратические ошибки определения координат соста¬вили, соответственно, 500 м и 20 м по дальности, 5-6 град, и 1 град, по азимуту, до 15 град, и 5 град, по углу места. Станция сопровождения цели представляла собой коге¬рентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона с двухканальной системой сопровождения по угловым, с фильтровыми схемами селекции движущихся целей в каналах автодальномера и углового автосопровождения. Коэффициент подавле¬ния пассивных помех и отражений от местных предметов со¬ставлял 20-25 дБ. Станция осуществляла переход на автосоп¬ровождение в режимах целеуказания и поиска цели в пределах сектора, соответствующего 120 град, по азимуту и 0-15 град, по углу места. При импульсной мощности передатчика 150 кВт, чувствительности приемника 3x1013 Вт, ширине диаграммы на¬правленности антенны 2 град, (по азимуту и по углу места) стан¬ция с вероятностью 0,9 обеспечивала переход на автосопро¬вождение по трем координатам летящего на высотах 25-1000 м истребителя с дальностей 10-13 км при целеуказании от стан¬ции обнаружения целей и с 7,5-8,0 км при самостоятельном секторном поиске цели. Разрешающая способность станции и ее среднеквадратические ошибки сопровождения цели были, соответственно, не хуже 75 м и 2 м по дальности и 2 град, и 2 д.у. по угловым координатам. Обе станции успешно обнаруживали и сопровождали низ¬колетящие и зависающие вертолеты. Дальность обнаружения вертолета, летящего со скоростью 50 м/с на высоте 15 м, с вероятностью 0,5 составляла 16-17 км, дальность перехода на автосопровождение — 11-16 км. Зависающий вертолет выяв¬лялся станцией обнаружения по доплеровскому смещению ча¬стоты от вращающегося винта и брался на автосопровождение по трем координатам станцией сопровождения целей. Станции имели средства защиты от активных помех, а так¬же обладали способностью сопровождения цели в помехах за счет комбинаций в использовании радиолокационных и опти¬ческих средств боевой машины. За счет этих комбинаций, раз¬носа рабочих частот станций, регламентированной по време¬ни или одновременной работы на близких частотах удаленных друг от друга на расстояние более 200 м нескольких боевых машин в составе батареи могла обеспечиваться надежная за¬щита от ракет типа "Шрайк" или "Стандарт АРМ". Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ. При автономной работе обес¬печивались поиск цели (круговой — с применением станции обнаружения, секторный — с помощью станции сопровожде¬ния или оптического прицела), опознавание ее государственной принадлежности с помощью встроенного запросчика 1РЛ138, сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое — с использованием оптического прицела 1А29М, так называемое инерционное — с использованием цифровой вычислительной системы в предположении прямолинейного движения цели с постоянной, ранее замеренной скоростью) и по дальности (автоматическое или ручное — с применением станции сопровождения, автоматическое — с помощью станции обнаружения, инерционное, а также по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели). Сочетание различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины: I — по трем координатам цели, полученным от радиолока¬ционной системы; II — по дальности до цели, полученной от радиолокацион¬ной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оп¬тического прицела; III— инерционное сопровождение цели по трем координа¬там, полученным от вычислительной системы; IV — по угловым координатам, полученным от оптического прицела, и установленной командиром скорости цели. При стрельбе по наземным движущимся целям применял¬ся режим полуавтоматического или ручного наведения воору¬жения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция со¬провождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам. При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислитель¬ная система решала задачу встречи снаряда с целью и опре¬деляла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (ав¬тодальномера) происходил переход на ручное сопровожде¬ние цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения — на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровожде¬ние. При постановке интенсивных помех станции сопровож¬дения по угловым каналам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при от¬сутствии видимости — инерционно (от цифровой вычисли¬тельной системы 1А26М). При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора ап¬паратуры выделения координат ракеты По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре определялось отклонение ЗУР относительно линии визирования цели (в угловых координа¬тах), данные о котором поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и че¬рез передатчик станции сопровождения передавались на ра¬кету. Движение ракеты практически на всей траектории проис¬ходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д.у. для снижения вероятности попадания в поле зрения пеленга¬тора отстреливаемой целью тепловой помехи-ловушки. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее При прибли¬жении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истече¬нии времени, соответствующего пролету ракетой этой дистан¬ции, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР по цели. В сложной помеховой обстановке, при отсутствии в вычис¬лительной системе информации о дальности до цели от ра¬диолокационных средств комплекса использовался дополни¬тельный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу вы¬водилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществля¬лось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность. Организационно четыре боевые машины комплекса "Тун¬гуска" должны были сводиться в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящий из взвода ЗРК "Стрела- 10СВ" и взвода ЗПРК "Тун¬гуска". Батарея входила в состав зенитного дивизиона мото¬стрелкового (танкового) полка. В качестве батарейного коман¬дирского пункта использовался пункт управления ПУ-12М, ко¬торый был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона — начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка "Овод-М-СВ" (подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант — "Сборка" (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса "Тун¬гуска" должны были сопрягаться с унифицированным бата¬рейным командирским пунктом 9С737 ("Ранжир"). При со¬пряжении комплекса "Тунгуска" с ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины комплекса передавались голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 — с помощью кодограмм, фор¬мируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комп¬лексами "Тунгуска" от батарейного командирского пункта ана¬лиз воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каж¬дым комплексом должны были производиться на этом пункте. На боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейный командирский пункт — данные о состоянии и результатах боевой работы ком¬плекса. Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое со¬пряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП на¬чальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных. Функционирование боевых машин комплекса "Тунгуска" обеспечивалось с применением транспортно-заряжающих машин 2Ф77М (на шасси КамАЗ-43101, с двумя боекомплекта¬ми патронов и восемью ЗУР), машин ремонта и техобслужива¬ния 2Ф55-1 (на шасси Урал-43203 с прицепом) и 1Р10-1М (на шасси Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на шасси Урал-43203, по артилле¬рийской части), автоматизированных контрольно-испытатель¬ных подвижных станций 9В921 (на шасси ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на шасси ЗиЛ-131). К середине 1990-х гг. комплекс "Тунгуска" был модернизи¬рован и получил обозначение "Тунгуска-М" (2К22М). Основ¬ной объем доработок комплекса связан с введением в его со¬став новых радиостанций и приемника для связи с батарей¬ным командирским пунктом "Ранжир" (ПУ-12М) и командным пунктом ППРУ-1 М (ППРУ-1), а также с заменой газотурбинно¬го двигателя агрегата электропитания комплекса на новый, с вдвое повышенным ресурсом работы — 600 часов. Комплекс 2К22М с августа по октябрь 1990 г. проходил поли¬гонные испытания на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко) под руководством комиссии во главе с А.Я. Белоцерковским и был принят на вооружение в том же году. Серийное производство комплексов "Тунгуска" и "Тунгус¬ка-М" в целом и их радиолокационных средств было организо¬вано на Ульяновском механическом заводе МРП. Пушечное во¬оружение производилось на Тульском механическом заводе МОП, ракетное — на Кировском машиностроительном заводе "Маяк" МОП, прицельно-оптическое оборудование — в ЛОМО МОП. Гусеничные самоходы для боевых машин (с системами обеспечения) поставлял МТЗ МСХМ. Лауреатами Ленинской премии стали А.Г. Шипунов, В.М. Кузнецов, А.Д. Русьянов, А.Г. Головин, П.С. Комонов, Госу¬дарственной премии — И.П. Зыков, В.А. Коробкин, Н.П. Брыз¬галов, В.Г. Внуков и другие. Наряду с комплексом "Тунгуска" тульским КБП разработан его корабельный вариант — зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа "Кортик", известный в экспор¬тном исполнении как "Каштан". При использовании ракеты, пол¬ностью унифицированной с комплексом Сухопутных войск, бо¬евой модуль корабельного комплекса оснащается двумя шес¬тиствольными автоматами с намного большей суммарной ско¬рострельностью — до 10000 выстрелов в минуту. Помимо бое¬вого в комплекс входит командный модуль с радиолокатором обнаружения целей, системой обработки информации и целераспределения. Комплекс может размещаться на различных кораблях — от ракетного катера до авианосца. Кроме борьбы с воздушными целями обеспечивается поражение надводных ко¬раблей малого водоизмещения. В середине 1980-х гг. установленный на ракетном катере пр. 1241.7 комплекс прошел испытания на Черном море и в 1989 г. поступил на вооружение. Он устанавливался на после¬дних кораблях, вступивших в состав флота в начале 1990-х гг.: авианосце "Адмирал Кузнецов", крейсере "Петр Великий", большом противолодочном корабле "Адмирал Виноградов", сторожевике "Неустрашимый" Дальнейшее производство комплексов "Кортик" было приостановлено с прекращением строительства крупных надводных кораблей в нашей стране ЗПРК "Тунгуска-М" продолжает совершенствоваться. В модернизированной ракете 9М311-1М лазерный взрыватель заменили на радиолокационный, вместо трассера для слежения за ракетой установили импульсную лампу, удлинили время работы бортовых систем в соответствии с увеличением макси¬мальной дальности до 10 км Проводятся работы по замене выпускавшегося в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработан¬ное мытищинским ПО "Метровагонмаш" ГМ-5975. ФОТОГРАФИИ Источник: Техника и вооружение, №7, 2003

Ответов - 1

Новиков Никита: Спасибо.



полная версия страницы