Форум » БТТ » Т - 44 - танк - революция » Ответить

Т - 44 - танк - революция

rustem: Юрий Мухин, ведущий научный сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники, кандидат технических наук, полковник в отставке ТАНК - РЕВОЛЮЦИЯ История среднего танка Т-44 началась в 1940 г. Сразу после принятия на вооружение легендарного Т-34 внимание конструкторов переключилось на поиск решений проблем усиления броневой защиты и повышения огневой мощи без увеличения массы и габаритов машины. Уже в 1940-1941 гг. конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода начинает прорабатывать проект танка Т-34М, в котором за счет уменьшения экипажа на одного человека (заряжающий) и повышения массы машины до 32 т удалось максимальную толщину брони довести по корпусудо75мм, а по башне — до 90 мм. Кроме того, был увеличен и боекомплект пушки до 100 выстрелов. С целью уменьшения массы ходовой части предполагалось уменьшить диаметр опорных катков и ввести поддерживающие катки. На танк предполагалось установить новую восьмискоростную коробку передач и более мощный двигатель В-2К. Учитывая имеющийся запас по модернизации танка Т-34, в эти же годы прорабатываются варианты его модернизации и традиционными способами — увеличением веса машины. Были проекты танка Т-34 с массой 36, 40 и 50 т, максимальной толщиной брони 75, 90 и 120 мм, пушками 57, 76, 107 мм соответственно. С началом Великой Отечественной войны работы над этими машинами были приостановлены. К идее вернулись только в 1942 г. на Челябинском Кировском заводе, где в течение года шли работы по среднему танку КВ-13 (см. статью В. Корнеева «В тени «сорок четвертого» в этом номере «Танкомастера»). Работы по модернизации танка Т-34 продолжались и в 1943 г. В марте конструкторским бюро завода № 183 (г. Нижний Тагил) был предложен опытный образец танка Т-43, собранного на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-34. Форма корпуса в основном была сохранена, но увеличена толщина брони бортов, лобовой и кормовой частей корпуса, а также башни. Были перераспределены члены экипажа танка (вместо стрелка-радиста введен наводчик орудия). Люк механика-водителя был размещен справа. Масса машины возросла до 34,1 т. Даже после принятия на вооружение танка Т-44 были попытки модернизировать Т-34. Конструкторским бюро завода № 183 (г. Нижний Тагил) в 1945 г. был предложен опытный образец танка Т-34-100. Он создан на базе серийного танка Т-34-85 с установкой в новую башню 100-мм пушки и спаренного пулемета. На предложенном образце курсовой пулемет отсутствовал. По сравнению с танком Т-34-85, увеличен диаметр погона башни, в то же время снижена высота башни, топливные баки перенесены в отделение управления, несколько изменена ходовая часть. Масса машины возросла до 33 т. Из-за возросшей мощности орудия силовые передачи не позволяли вести огонь с ходу. Было изготовлено несколько опытных экземпляров танка Т-34-100. Таким образом, к моменту начала разработки танка Т-44 стало ясно, что модернизация машины за счет уменьшения количества или перераспределения членов экипажа без изменения конструкции корпуса и компоновки моторно-трансмиссионного отделения приводит к увеличению массы и габаритов машины и не дает желаемых результатов. Требовались новые смелые решения, и они были найдены. При разработке танка Т-44 был внесен целый «букет» новшеств. Главными из них были: изменение конструкции корпуса танка, перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения, упразднение рабочего места стрелка-радиста. Самые большие споры разгорелись вокруг перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения, то есть из-за идеи размещения двигателя поперек корпуса машины. Все предыдущие средние танки, как отечественного производства, так и иностранные, компоновались с продольным расположением двигателя. Конструкторы двигателей утверждали: нельзя быстроходный V-образный 12-цилиндровый дизель с рабочим объемом цилиндров почти в 40 л ставить поперек направления движения машины — могут быть неприятности вроде обрыва шатунов прицепной группы. Компоновщики танков утверждали: уменьшение объема моторно-трансмиссионного отделения ради увеличения объема боевого отделения — ненужная затея, смещение башни назад может привести к уменьшению отрицательного угла склонения пушки. Сказывалась приверженность традициям. Трудно было внедрять новшества, но конструкторы под руководством А.А. Морозова пошли на это. При конструировании корпуса танка отказались от надгусеничных ниш и перешли к корпусу прямоугольной в поперечном сечении формы. Корпус танка представлял собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов: лобовых, бортовых, кормовых, днища и крыши. Носовая часть состояла из двух наклонных броневых листов, сваренных между собой и приваренных к днищу, крыше и бортам корпуса. Посредине верхнего лобового листа имелось отверстие для стрельбы из курсового пулемета, а слева вверху — смотровая щель механика-водителя. Снаружи к верхнему лобовому листу приварены два крюка с пружинными защелками для букси- ровки танка, скобы для защитной доски, скоба для укладки троса и кронштейны фар. Борта корпуса представляли собой вертикальные броневые листы, соединенные сваркой с носовым и кормовым листами, с днищем и крышей. Снаружи к бортам с обеих сторон приварены кронштейны опор балансиров для торсионной подвески, упоры с амортизаторами, ограничивающими вертикальный ход опорных катков, паль-цеотбойные кулаки. В носовой части борта в вырезы вварены кронштейны кривошипов ленивцев, а в кормовой части — картеры бортовых передач. На левом бортовом листе выполнено два круглых выреза для выхлопных труб двигателя, которые снаружи закрыты броневыми колпаками. К колпакам приварен кожух для направления выхлопных газов. В носовой части левого бортового листа у верхней кромки сделан прямоугольный вырез для призменного перископа механика-водителя. Вдоль бортов танка над гусеницами приварены крылья с грязевыми щитками. Передние грязевые щитки откидываются для доступа к направляющим колесам. Корма корпуса выполнена из верхнего откидного листа, кормового листа и нижнего штампованного листа. Верхний откидной лист опирается на борта корпуса и крепится к бонкам балки крыши пятью болтами. Кормовой и нижний штампованный листы вварены в борта корпуса и в днище. Снаружи к кормовому листу приварены два крюка с защелками для буксировки танка. В нижнем штампованном листе кормы имеется два лючка, закрытых крышками на двух болтах, для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент. Днище танка состоит из трех листов, соединенных встык сварными швами, и приварено к бортам танка. Для увеличения жесткости днище имеет в поперечном сечении корытообразную форму и дополняется продольными и поперечными вы-штамковками. В днище сделаны десять вырезов для вварки опор балансиров опорных катков и торсионных валов. Кроме того, в днище находятся три люка, закрываемые броневыми крышками, и семь отверстий. Люки предназначены для аварийной высадки экипажа, для доступа к двигателю и к тягам главного фрикциона. Отверстия, закрываемые пробками на резьбе, предназначены для слива топлива из баков (два отверстия), для слива масла (из гитары, масляных баков, коробки передач — три отверстия). Отверстие, закрываемое пробкой изнутри танка, — для слива воды из отделения управления. Отверстие с вваренной в днище трубкой — для слива воды из системы охлаждения двигателя. Крыша корпуса состоит из трех основных частей: подбашенного листа, крыши над мотором, крыши над трансмиссией. В подбашенном листе имеются: справа — люк для заправки передних топливных баков; слева — люк механика-водителя с вращающейся на шариковой опоре крышкой; сзади — вырез под погон башни..Крыша над мотором представляет собой съемный броневой лист, который крепится девятью болтами к поперечной балке моторной перегородки и к угольникам, приваренным к бортам корпуса. В крыше имеется три прямоугольных люка, закрываемых крышками. Крышки откидываются на петлях, а в закрытом положении удерживаются задрайками. Люки обеспечивают доступ: левый (по ходу танка) — к топливному фильтру и передней части двигателя; средний — к топливному насосу и трубопроводам высокого давления; правый — к воздухоочистителям. С правой стороны крыши находится люк для заправки топливом средних баков. Вдоль задней кромки листа крыши приварен угольник с двумя проушинами для крепления водяного радиатора и с двумя опорами торсиона крыши над трансмиссией. Крыша над трансмиссией крепится передней частью тремя петлями к крыше над двигателем, а задней частью опирается на поперечную балку и крепится к ней пятью болтами. В крыше смонтированы входные двухстворчатые жалюзи, прикрытые сверху рамкой с сеткой, и имеется два люка: слева —люк для заправки масляного бака; справа — люк для заправки водяного радиатора. Поднятие крыши над трансмиссией облегчается двумя тор-сионами, в поднятом положении крыша удерживается стопором. За крышей над трансмиссией расположена балка, изготовленная из планок, образующих прямоугольную раму. Балка крепится к бортам корпуса и разделена поперечной перегородкой на два отсека для выхода воздуха. В левом отсеке установлен вентилятор системы охлаждения и смонтированы выходные одностворчатые жалюзи. Правый отсек закрывается откидным листом и служит для увеличения сечения выходного окна вентилятора. Над откидным листом и выходными жалюзи установлены две сетки, которые откидываются на петлях. Конструкция корпуса Т-44 имела очень много преимуществ по сравнению с танком Т-34-85. Корпус танка стал короче на 30 мм и по высоте меньше на 300 мм. Уменьшение габаритов корпуса и отказ от надгусеничных ниш позволил снизить вес корпуса, значительно увеличив толщину лобовых деталей корпуса. Так лобовые детали корпуса имели толщины до 120 мм (на 30 мм больше, чем на знаменитом Т-34-85). Слабым местом предыдущих советских танков являлось размещение люка механика-водителя и шаровой установки курсового пулемета в лобовой броне. Это ослабленные зоны бронирования и очень часто танк поражался именно через них. На танке Т-44 лобовой, наклонный лист был монолитным и имел небольшую смотровую щель для водителя. Люк механика-водителя перемещен в крышу корпуса и был практически непоражаем настильным огнем. Корпус башни литой, борта и корма овальной обтекаемой формы, имеющей значительно развитую, по отношению к танку Т-34-85, кормовую нишу. Крыша башни выполнена из двух сваренных листов, приваренных к корпусу башни. Передний лист расположен горизонтально, а задний слегка наклонно. В лобовой части башни проделан вырез, который закрывается снаружи бронированной маской; в маске сделано три отверстия: для пушки, пулемета и телескопического прицела. Для снятия и установки башни к корпусу приварены четыре рыма. Снаружи к бортам корпуса приварены поручни для танкового десанта. На кормовом листе приварены скобы для укладки брезента и крепления запасных траков. Для стрельбы из личного оружия по обеим сторонам башни имеется по одному отверстию, закрываемому броневой заглушкой. В крышу башни вварена цилиндрической формы командирская наблюдательная башенка. Впереди наблюдательной башенки в крыше башни сделано отверстие с броневым оградительным кольцом для вывода антенны радиостанции, справа от башенки — люк для выхода и входа экипажа, закрываемый крышкой. Два отверстия в передней части переднего листа крыши башни служат для установки перископических приборов наблюдения командира орудия и заряжающего. Сзади переднего листа крыши башни, между люком и башенкой, укреплена обечайка с приваренным к ней броневым колпаком вентиляционного люка. Внутри башни, в передней части, вварены два кронштейна для установки пушки. К нижней цилиндрической части приварено опорное кольцо для крепления верхнего погона башни. В отличие от танка Т-34, для опоры башни был использован шариковый, радиально-упорный подшипник, то есть башня не имела захватов для ограничения смещения башни по горизонтали. Сокращение объемов внутри танка за счет увеличения толщины броневых листов и уменьшения габаритов заставило пересмотреть и внутреннюю компоновку танка. По опыту боевого применения танков Т-34-85 было установлено, что целесообразно передать функции радиста командиру танка, так как передача распоряжений через стрелка-радиста не всегда позволяла командиру оперативно реагировать на команды старших начальников, особенно в бою. Поэтому у стрел ка-радиста остались только обязанности стрелка. Но эффективность огня из курсового пулемета была низкой из-за плохого обзора. Поэтому было принято решение исключить стрелка-радиста из состава экипажа. В связи с этим была пересмотрена компоновка отделения управления. Отделение управления, как и на танке Т-34-85, расположено в левой носовой части корпуса танка. В нем размещены: сиденье механика-водителя, слева — рукоятка ручного привода к топливному насосу, рычаг левого бортового фрикциона, щиток с манометром масла и тахометром, спидометр и бортовой смотровой прибор. Впереди сиденья размещены: педаль главного фрикциона, педаль ножного привода к топливному насосу, педаль горного тормоза, передний смотровой прибор, две лампочки габаритной сигнализации, магазины для пулемета и часть ЗИП. Справа от сиденья размещены: курсовой пулемет, рычаг правого бортового фрикциона с кнопкой электроспуска курсового пулемета, кулиса коробки передач и ящик для инструмента. Правая носовая часть корпуса танка отделена от левой продольной перегородкой. Слева от перегородки расположены: редукционный кран воздухопуска, тумблер электроспуска пулемета, щиток с кнопкой стартера, щиток с манометром масла гитары и аэротермометрами для воды и масла, щиток электроприборов, выключатель «массы», аппарат ТПУ и стеллаж аккумуляторных батарей с блоком защиты аккумуляторов. За продольной перегородкой установлены: два топливных бака с общим щупом замера топлива, боеукладка для снарядов, два баллона со сжатым воздухом и реле пуска стартера. В крыше корпуса отделения управления находится люк механика-водителя со смотровым прибором МК-4 и щиток с плафоном аварийного света. В компоновке отделения управления был внедрен ряд технических решений, более оригинальных и смелых, чем те, что доминировали в середине 1940-х гг. Первое из них касается обеспечения обзорности механика-водителя. Люк механика-водителя предназначался не только для входа и выхода, но и для наблюдения за местностью. В наружном погоне, закрепленном в подбашенном листе, вращается на шариках внутренний погон люка с приваренным к нему основанием смотрового прибора МК-4. На внутренний погон опирается крышка люка, вращающаяся вместе с ним. Погон с основанием перископа фиксировался в трех положениях. Первое положение — люк закрыт, МК-4 расположен впереди по ходу танка, механик-водитель ведет наблюдение через перископ. Этот режим наблюдения использовался на маршах при закрытом люке механика-водителя, тем самым обеспечивался угол обзора по горизонтали в 116 градусов и имелся дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и мертвым пространством в 7 м. Второе положение — люк закрыт, МК-4 расположен справа по ходу танка, механик водитель ведет наблюдение через смотровую щель. Этот режим использовался для наблюдения за полем боя «по-боевому». Тем самым обеспечивался угол обзора по курсу танка в 37 градусов, дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и справа — через призменный прибор МК-4, который при повороте башни на правый борт давал угол обзора до 180 градусов. Третье положение — люк открыт, МК-4 расположен сзади, сиденье механика-водителя приподнято и механик-водитель ведет наблюдение непосредственно через открытый люк. Этот режим наблюдения использовался на маршах при открытом люке. Таким образом, обзор механика-водителя был намного улучшен, по сравнению с танком Т-34, и адекватен обзору из современных танков. Второе новшество — сохранение сложившейся традиции установки в танке курсового пулемета. Несмотря на исключение из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет был сохранен. Пулемет был жестко закреплен в лобовой броне корпуса справа от механика-водителя. Механик-водитель вел огонь, ориентируясь через смотровой прибор по трассерам пуль. Третьей особенностью является удачное расположение аккумуляторных батарей. Тот, кто не занимался на «тридцатьчетверке» заменой аккумуляторов, которые были размещены в нишах мо-торно-трансмиссионного отделения по обе стороны двигателя, не сможет оценить это удобство Т-44. Ведь на Т-34 в тесноте и в темноте установить, закрепить и соединить клеммы четырех деревянных ящиков весом до 60 кг каждый без непечатных выражений было невозможно. На новой машине они были расположены за перегородкой справа от механика-водителя, тем самым обеспечивался хороший доступ со стороны боевого отделения. Кроме того, был изменен традиционный порядок размещения педалей механика водителя, который упорно сохраняется до настоящего времени — левая педаль главного фрикциона, средняя горного тормоза и правая подачи топлива двигателя. На танке Т-44 педали размещены в следующей последовательности: педаль главного фрикциона, педаль подачи топлива и педаль горного тормоза — возле правого рычага бортового фрикциона. Хотя в руководстве по устройству танка Т-44 педаль горного тормоза так и названа, но на самом делеона выполняла функции стояночного тормоза. Эта педаль только фиксировала рычаги поворота танка во втором положении, тем самым танк находился в заторможенном положении. Этой педалью притормаживать танк в движении было невозможно. Здесь применено «промежуточное» (между средними и тяжелыми танками) конструкторское решение. На тяжелых танках рычаги управления поворотом танка фиксировались во втором положении кнопками на торцах рычагов управления, а на танке Т-44 для этого использовалась педаль горного тормоза. На танке Т-44 также обновлена компоновка боевого отделения. Главное изменение коснулось устранения «подпольной» боеукладки боеприпасов в ящиках на полу боевого отделения — на танкеТ-34-85 было крайне неудобно брать снаряды, натыкаясь на стреляные гильзы. Поэтому основные изменения коснулись размещения боеприпасов. Артиллерийские выстрелы находятся в специальных укладках в корпусе и башне танка: в башне на правом борту — 2; в нише башни — 16; на правом борту корпуса — 5; на левом борту корпуса — 5; в правой носовой части корпуса — 30. При общем сокращении внутреннего объема танка его боекомплект уменьшился по сравнению с танком Т-34-85 всего на два снаряда (это не имело существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстре-лов. В остальном компоновка боевого отделения была сохранена как и на танке Т-34-85. В боевом отделении размещены: 85-мм пушка, спаренный с ней пулемет ДТМ, прицельные и смотровые приборы, подъемный механизм пушки, поворотный механизм башни, мотор поворота башни, радиостанция, ТПУ, вентилятор боевого отделения, плафоны освещения башни, щиток с предохранителями электрооборудования, два огнетушителя, часть ЗИП и три сиденья для экипажа. Сиденье заряжающего — справа от пушки; сиденье командира орудия — слева от пушки; сиденье командира танка — за сиденьем командира орудия. Наиболее революционные решения были внедрены в компоновку моторно-трансмиссион-ного отделения. Главное здесь: двигатель размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек; в трансмиссии танка применили новый агрегат — гитару, передающую усилие от двигателя к коробке передач, расположенной параллельно двигателю. Поворот двигателя помог решить многие задачи. Значительное уменьшение длины моторно-трансмиссионного отделения позволило сместить башню назад, тем самым улучшить центровку машины. Избавление от конической пары в коробке передач позволило выполнить ее более компактной, улучшить управление бортовыми фрикционами и тормозами. В моторно-трансмиссионном отделении, за моторной перегородкой, размещены два топливных бака, топливораспределительный кран, ручной то-пливоподкачивающий насос, ручной маслоподка-чивающий насос, топливный фильтр грубой очистки, масленка водяного насоса и рукоятка слива воды из системы охлаждения. Доступ к приборам открыт со стороны боевого отделения. За топливными баками, перпендикулярно продольной оси танка, на подмоторной раме установлен двигатель. У правого борта корпуса танка установлена гитара. На специальном кронштейне корпуса гитары — стартер. Справа от стартера смонтированы два воздухоочистителя. За двигателем размещены коробка переменных передач с главным фрикционом и приводом к вентилятору системы охлаждения двигателя, бортовые фрикционы с тормозными лентами и бортовые передачи. Над коробкой переменных передач шарнирно подвешен водяной радиатор, позади него установлен вентилятор системы охлаждения двигателя, привод которого смонтирован на картере коробки передач. Масляный бак с краном-редуктором и масляный радиатор системы смазки двигателя расположены в левом заднем углу корпуса танка. Тяги приводов управления коробки передач, главного и бортовых фрикционов размещены по левому борту танка. Однако закон сохранения справедлив повсеместно — пришлось изменять конструкцию существующих агрегатов. В первую очередь это коснулось танкового дизеля. Необходимо было перекомпоновать навесные агрегаты двигателя и адаптировать его под новые системы обеспечения. Это было связано с уменьшением высоты корпуса машины на 300 мм, двигатель В-2-34 в такой корпус не помещался. Различают 12 конструктивных отличий нового двигателя В-44 (такой индекс он приобрел) от В-2-34: нижний картер уширен и имеет продольные ребра для повышения жесткости и лучшего охлаждения масла; водяной насос вынесен на правую стенку нижнего картера, вместо двух всасывающих патрубков для приема воды изготовлен один увеличенного диаметра; все три секции масляного насоса расположены в одной плоскости внутри нижнего картера, производительность насоса увеличена; переработана конструкция приводов масляного и водяного насосов в связи с изменением их месторасположения; высота двигателя уменьшена до 921 мм благодаря изменению месторасположения водяного и масляного насосов; топливный насос высокого давления НК-1 оборудован всережимным регулятором РНК-4 с корректором подачи топлива; муфта привода топливного насоса высокого давления выполнена в виде жесткой втулки со шлицами; топливоподкачивающая помпа смещена вверх и повернута на 90 градусов вместе с деталями, сопряженными с ней; привод тахометра расположен с левой стороны нижнего картера, выше топливоподкачивающей помпы; дренажная трубка масляной системы подводится с правой стороны нижнего картера и соединяется с картером посредством штуцера; всасывающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны передачи; откачивающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны носка двигателя. Вместе с тем, поворот двигателя несколько усложнил трансмиссию введением дополнительного редуктора — гитары и привода вентилятора. Гитара — это промежуточный агрегат, связывающий двигатель с коробкой переменных передач через главный фрикцион и обеспечивающий поворот передающих усилий на 180 градусов. Гитара установлена в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль правого борта на кронштейнах, приваренных к днищу корпуса, что дало возможность скомпоновать коробку передач параллельно двигателю. Конструктивно гитара состоит из картера, ведущего вала, промежуточной шестерни, ведомого вала и масляного насоса с приводом. Ведущий вал гитары соединен с маховиком двигателя зубчатой муфтой. Ведущая шестерня, сидящая на шлицах этого вала, через промежуточную шестерню передает вращение ведомой шестерне, сидящей на шлицах ведомого вала. Ведомый вал, соединенный с ведущим фланцем главного фрикциона, приводит во вращение ведущие детали главного фрикциона. Гитара имеет принудительную систему смазки с собственным шестеренчатым насосом, эта система включена в систему смазки двигателя. Характерной особенностью гитары является то, что она представляет собой шестеренчатый повышающий редуктор с передаточным отношением 0,695, это позволило за счет уменьшения передаваемых усилий в трансмиссии несколько уменьшить габариты коробки передач. Достаточно сложной получилась и конструкция привода вентилятора системы охлаждения. Он состоит из передаточного механизма привода, привода, фрикциона и лопаточного колеса вентилятора. Передаточный механизм смонтирован в коробке переменных передач, а привод вентилятора — на картере коробки передач. При работе двигателя вращение коленчатого вала передается через гитару и соединительную муфту главного фрикциона зубчатому ведущему фланцу главного фрикциона, который соединен с валиком передаточного механизма привода, расположенным внутри ведущего вала коробки передач. От валика передаточного механизма привода вращение передается ведущей шестерне, вращающейся на подшипниках хвостовика ведущего вала коробки передач, и затем промежуточной шестерне. Промежуточная шестерня передаточного механизма привода передает вращение через цилиндрическую шестерню поперечному валу и через коническую пару — продольному валу коробки привода вентилятора. Продольный вал через соединительный валик привода вращает ведущую ступицу фрикциона вентилятора вместе с ведущим диском трения. Ведущий диск трения постоянно прижат к ступице вентилятора нажимным диском (под действием пружин); благодаря силе трения, возникающей между ними, ведущий диск передает вращение ступице вентилятора и вентилятору. Фрикцион вентилятора предохраняет детали привода и вентилятор от поломок при резком изменении числа оборотов двигателя. Столь сложная конструкция привода вентилятора оправдана тем, что вентилятор должен вращаться независимо от того, включен или выключен главный фрикцион или передача в коробке переменных передач. Претерпели конструктивные изменения и воздухоочистители системы питания двигателя. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке установлено два очистителя типа «мультициклон». Они размещены в моторном отделении у правого борта корпуса над гитарой. Доступ к воздухоочистителям — через люк крыши над двигателем. Разряженный в цилиндрах двигателя воздух проходит через всасывающие коллекторы к входным отверстиям воздухоочистителя. Образующееся свободное пространство быстро заполняется наружным воздухом, который, войдя в очиститель, одновременно совершает круговые движения и опускается по спиральным направляющим. У обреза коротких трубок воздух с большой скоростью изменяет направление движения. При этом тяжелые и легкие частицы пыли по инерции опускаются вниз и попадают в бункер. Затем воздух проходит через кассету с промасленной канителью, где дополнительно очищается от пыли. Характерной конструктивной особенностью воздухоочистителей Т-44 является то, что увеличен объем бункеров для сбора пыли и кассеты расположены вертикально. Необходимо отметить еще несколько положительных компоновочных решений, которые были внедрены на новом танке: шарнирная подвеска водяного радиатора над коробкой переменных передач, он поднимался и поворачивался вместе с броневой крышей трансмиссии, открывая хороший доступ как к двигателю, так и ко всем агрегатам трансмиссии; ходовая часть танка получила торсионную подвеску, которая обеспечила лучшую плавность хода по неровностям по сравнению с танком Т-34-85. Однако гусеницы для новой машины были заимствованы у ее предшественницы. Т-44 стал последним отечественным танком с гусеницами гребневого зацепления. Но механизм натяжения их был значительно улучшен. У танка Т-34 для натяжения гусеницы необходимо отвернуть две гайки кривошипа направляющего колеса, находящиеся внутри корпуса танка, и ударами кувалды выбить кривошип из зацепления с корпусом. После натяжения гусеницы кувалда также была нужна для посадки кривошипа на место. В операции натяжения гусеницы участвовало до трех человек под мерные звуки кувалды и нелитературные выражения. У танка Т-44 стопорная гайка кривошипа направляющего колеса предназначена также и для стопорения и вывода кривошипа из зацепления с корпусом танка. Доступ к этой гайке — снаружи танка через специальное отверстие в корпусе, закрываемое крышкой. Гайка стопорится штифтом, приваренным к крышке. На танке Т-44 гусеницу мог легко натянуть один человек без ударов кувалдой и соответствующих «заклинаний». Даже краткое описание машины дает представление о ее принципиальной технической новизне, о том, что Т-44 был по-настоящему революционной конструкцией. Но, судя по воспоминаниям танкистов-испытателей из Кубинки (см. статью Р. Уланова «Я испытывал Т-44» в этом номере «Танкомасте-ра»), даже при такой передовой конструкции «сорок четвертый» по степени надежности, объемам технического обслуживания и ресурсу оставался на уровне своего предшественника танка Т-34-85. Т-44 не демонстрировали на военных парадах на Красной площади, не попал он и на страницы военных газет и журналов. Требования глухой секретности последнего года войны не позволяли открывать существование новой машину врагу и тогдашним союзникам, а «тигров» и «пантер» неплохо добивали Т-34 и тяжелые ИСы. Как когда-то Т-34 открыл новую страницу в создании перспективного образца танка 40-х гг., так и Т-44 стал заметной вехой в разработке машин следующего поколения. Танк такого же класса — М48 «Паттон» — появился в армии США только в 1952 г. Он весил 44 т, имел орудие калибра 90 мм и такую же, как у Т-44, максимальную скорость движения, а по высоте был на 300 мм выше его. К тому времени Т-44 уже не являлся основным средним танком Советской армии, но еще стоял на вооружении. В освобожденном Харькове на заводе № 75, впоследствии названном именем Наркома танковой промышленности военных времен Малышева, была изготовлена небольшая партия. После войны было сформировано несколько танковых полков из этих машин. Своим появлением Т-44 дал возможность перейти к созданию совершенно новых боевых машин первого после ...

Ответов - 1

rustem: ... военного поколения Т-54, Т-55 и Т-62. ФОТОГРАФИИ Источник: ТанкоМастер, 2004, №1



полная версия страницы