Форум » БТТ » БМП - 1 » Ответить

БМП - 1

rustem: БМП - 1 После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе началось производство как колесных, так и гусеничных БТР. Однако колесные бронетранспортеры (БТР-40 и БТР-152) устарели по своей концепции еще до начала производства, а гусеничный БТР-50 оказался не очень удачной машиной. Но самым главным было то, что вскоре после их поступления на вооружение появилось тактическое ядерное оружие. Из-за этого пришлось срочно пересматривать концепции фронтовых операций и требования к военной технике. В том, что БТР должен быть оснащен герметичным десантным отделением и фильтро-вентиляционной установкой, уже ни у кого сомнения не было. Однако ядерным ударам могли подвергаться и войска еще только подходящие к району боевых действий и им пришлось бы преодолевать зараженные участки местности в глубине своей территории. Из-за этого возможность использования обычных грузовиков для перевозки войск в оперативном тылу представлялась сомнительной. Подобные соображения и привели к рождению концепции боевой машины пехоты. Точнее сказать, родилась концепция применения для перевозки пехоты двух машин: БМП и БТР. К тому моменту на Западе уже сформировалась концепция бронетранспортера как машины, перевозящей пехоту за танками. При атаке вражеской линии обороны пехота спешивалась и шла в бой в пешем строю, а сам БТР двигался следом, поддерживая атаку огнем своего оружия. Созданные к тому времени БТР могли быть как колесными, так и гусеничными, а также иметь или не иметь бойницы для стрельбы десанта на ходу. Вооружение БТР состояло из обычного или крупнокалиберного пулемета, установленного в башне или на турели. Советская концепция БМП и БТР предусматривала создание как бы «сверхБТР» (БМП) и «недоБТР» (БТР). То есть по отношению к западной концепции БТР, наша БМП представляла собой машину с более сильным вооружением. Наоборот, советский БТР вообще не должен был нести штатного вооружения и предназначался только для перевозки пехоты (замена грузовика). БТР должен был быть создан на шасси повышенной проходимости, иметь возможность плавать, а перевозимая пехота должна была размешаться в легкобронированном герметичном корпусе. Задание на такую машину было выдано ГАЗу и ЗИЛу. Первый завод создал машину без крыши (военные уже были согласны даже на крышу из пластмассы!), однако именно БТР-60П и был принят к серийному производству. Индекс БТР сыграл с этой машиной злую шутку. В войсках никто не знал, что эта машина вовсе не замена БТР-152, а потому отсутствие штатного вооружения восприняли с удивлением. Пулеметы стали монтировать прямо в войсках, а потом и на заводе. Все это привело к тому, что в дальнейшем БТР-60 стали развивать как классический бронетранспортер, но усиление вооружения привело к сокращению числа десантников. Военные попытались вновь заказать ГАЗу бронированную машину для перевозки пехоты, но завод отказался от этой работы. Как видим, один из двух компонентов советской концепции перевозки пехоты создать так и не удалось. Не слишком удачно получилось и с БМП. По заданию новая машина должна была иметь колесно-гусеничный движитель (т.е. машина должна была двигаться по дорогам на колесах, а по бездорожью на гусеницах) и компоновку с размещением десантного отсека на 10 человек в корме. Однако главным отличием этой машины от БТР было вооружение. Предполагалась установка на БМП автоматической пушки (или пусковой установки) калибра 100 мм! Эта система должна была стрелять ракетами повышенной кучности, стабилизируемыми вращением. Для такой установки даже не требовалось обеспечивать круговой обстрел, достаточной признавалась и возможность стрельбы в носовом секторе. Вести огонь из этой ракетной установки должен был командир машины. Такими артилерийско-ракетными системами в то время увлекались как в СССР (вспомним объект 775), так и в США («Шеридан»). Установка на БТР 100-мм автоматической ракетной установки резко меняло тактику применения такой машины на поле боя, то есть превращала ее в БМП. Классический БТР при атаке идет за танками. Прорывая линию вражеской обороны, танки уничтожают противотанковые орудия и вражеские танки, а также и иные опорные пункты, которые удается заметить. Далее танки двигаются ко второй линии обороны, и в дело вступают БТР. Не доходя до первой линии обороны, они высаживают десант и, двигаясь позади его порядков, поддерживают его атаку. Идея в том, что когда БТР подходит к вражеской линии обороны на дистанцию, позволяющую ее подбить, такая стрельба становится для противника уже весьма опасным занятием, так как он оказывается в зоне поражения личного оружия десанта. Понятно, что при такой тактике потерь среди десанта не избежать. Наличие в составе вооружения БМП ракетной установки позволяло применить иную тактику. Когда танки проходили через линию вражеской обороны, по ней открывали огонь БМП. Скорострельная ракетная установка позволяла получить большую плотность огня, а калибр 100 мм давал мощное поражающее действие. Наличие бронезащиты позволяло вести огонь практически до момента достижения вражеской линии обороны (имеется в виду, что броня защищала бы десант от осколков своих 100-мм снарядов), а десант высаживался прямо во вражеские окопы. Понятно, что это могло привести к значительному уменьшению потерь личного состава. Но создать эту 100-мм пушку так и не удалось. В результате, БМП решили вооружить гладкоствольным 73-мм орудием. Решено было создать башню, которая монтировалась бы на всех опытных БМП. То есть, какая бы машина не была принята на вооружение, башню можно было бы использовать ту же самую. Башня разрабатывалась по заданию Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) и интересна тем, что при ее создании был полностью проигнорирован опыт, накопленный к тому времени как мировым, так и отечественным танкостроением. В башне смонтировано гладкоствольное орудие 2А28 калибра 73 мм (фактически, гранатомет), спаренное с пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. На стволе орудия размещена пусковая установка для управляемой противотанковой ракеты 9М14М «Малютка» (заряжание производится без выхода экипажа из башни). Но к моменту поступления БМП-1 в войска еще не было выстрелов калибра 73 мм с фугасной или осколочной боевой частью. То есть, и орудие, и ПТУР могли вести стрельбу только по танкам. Единственное оружие, из которого стрелок Б МП мог поддержать атаку своей пехоты, был 7,62-мм пулемет! В конце концов выстрел с фугасной боевой частью был разработан, но толку от него все равно было немного -дальность стрельбы из 2А28 была небольшой (то есть стрелять по вражеским огневым точкам Б МП могла только тогда, когда сама уже находилась в зоне поражения из стрелкового оружия). В Афганистане по огневым точкам душманов приходилось стрелять «Малюткой». Говорят, что в момент разработки БМП на вооружении не было автоматических малокалиберных пушек, однако даже установка в башне крупнокалиберного пулемета КПВТ была бы более удачным решением. Однако неудачное вооружение еще не самое плохое. Почему в башне сидел один человек? Еще со времен «Рено» FT-17 знали, что это не позволяет эффективно пользоваться вооружением. Итак, идет атака вражеских позиций. Десант и командир покинули БМП. Водитель управляет машиной. Что делает оператор в башне? Он должен найти цель на поле боя. Найдя цель, он должен решить, из какого оружия по ней стрелять. Решив это, он должен зарядить это оружие и произвести выстрел. Не слишком ли много для одного? К недостаткам самой башни можно отнести малый угол снижения вооружения, а также ее коническую форму - башня такой формы нетехнологична и дорога в производстве. С распадом СССР оборонке стало не до жиру - заказчик научился считать деньги. И случилось чудо - конические башни практически исчезли, уступив место многогранным. Было изготовлено довольно много опытных образцов БМП, передвигавшихся гусеницах, колесах или имевших колесно-гусеничный движитель. Но, в конце концов, к серийному выпуску была принята машина, созданная на ЧТЗ, - «объект 765». Эта машина была принята на вооружение в 1966 году и серийно выпускалась до 1983 года. На ее базе было создано несколько бронированных машин различного назначения, а также БМП-2. Обычно пишут, что БМП-1 была первой серийной боевой машиной пехоты, ее появление вызвало начало работ по подобным машинам в других странах и тому подобное. Это не совсем правильно. Как мы помним, в СССР работы над БМП были вызваны появлением тактического ядерного оружия, за рубежом подобные машины создавались как логическое развитие БТР путем усиления вооружения. Например, американцы начали работы над своей БМП на основе опыта войны во Вьетнаме. Задание на советскую машину было выдано на основе чисто умозрительных выводов, но в теории всего не учтешь, а поэтому эксплуатация и боевое применение выявили множество недостатков. Конечно, главной предпосылкой множества неудачных технических решений было искусственное ограничение веса новой боевой машины. Это не позволило защитить ее даже надежной противопульной броней, не говоря уже о защите от малокалиберных автоматических пушек. Корпус и башня БМП-1 сварены из множества броневых деталей разной формы и толщины. Верхней части борта удалось дать защиту от 7,62-мм пуль, а низ пробивается. Лоб башни имеет толщину 26 мм, а ее задняя часть уже не держит бронебойную пулю обычного калибра. Противоминной защиты днища просто нет. Малый размер бронекорпуса вызвал и ухудшение условий размещения экипажа и десанта. Может показаться, что это было вызвано желанием уменьшить вес. Однако не все так просто. Создание любого образца техники - сложная задача. Улучшение одних параметров часто приводит к ухудшению других и приходится искать компромиссы. Советские инженеры очень любили гордиться тем, что наши танки и другая бронетехника имеет наименьший забронированный объем. Подразумевалось, что чем меньше этот объем, тем меньше площадь брони корпуса и меньше вес. На самом деле, если вы измените линейные размеры бронекорпуса в два раза, то площадь поверхности изменится в четыре раза, а объем - в восемь раз. То есть, при довольно значительном сокращении объема (и соответственно ухудшении обитаемости и увеличении трудоемкости обслуживания более плотно скомпонованных агрегатов), вы получите далеко не пропорциональное уменьшение плошали поверхности бронекорпуса, а также массы брони. Возвращаясь к БМП-1 можно сказать, что снижение высоты бронекорпуса.н вызванное этим ухудшение условий размещения десанта, позволило сэкономить несколько десятков килограммов брони, что все равно не позволило дать машине надежную бронезащиту. При разработке опытных моделей БМП было опробовано много разных компоновок, но к производству была прията машина с передним расположением ведущих колес, трансмиссии и мотора. Причем, мотор установлен вдоль борта и смещен к правой стенке. Такая компоновка позволяет получить наименьший объем моторного отделения, но имеет и свои минусы. К минусам относится то, что часто нельзя использовать весь свободный объем корпуса. Водитель сидит в передней части машины, рядом с двигателем, боевое и десантное отделения находятся в корме. В результате, трудно использовать то пространство, что находится между отделением управления и боевым. В БМП-1 туда посалили командира, вследствие чего он не получил достаточного обзора (на колесных БТР командир с этой точки зрения располагался удачнее). Инфракрасный прожектор, установленный на его люке, ограничил сектор стрельбы башенного оружия (в боевых условиях этот прожектор часто просто снимали). В центре машины расположено боевое отделение с башней, а за ним - десантное. 8 десантников размешаются в кормовой части машины. Недостатки компоновки БТР-50 были учтены. Правда, это не особо помогло, так как добавилось много новых. Главная беда десантного отделения БМП -слишком маленькая высота: в ударах головой при езде по бездорожью ничего приятного нет. Еще не так плохо, когда твоя голова расположена под верхним люком, а вот тем двум десантникам, что сидят ближе к носу машины, совсем несладко. Арабы, применявшие БМП-1 в боях против Израиля, просто сократили десант до 6 человек. Десантники сидят в два ряда, спина к спине. Понятно, что делать их сиденья регулируемыми по высоте никто не стал, хотя этого и требовало техзадание. Для покидания машины на суше имеются две двери в корме. Кроме того, на крыше десантного отделения есть 4 люка. И люки, и двери недостаточны по размеру, и самое главное - раздельны. У Ml 13 в корме имеется аппарель, а два люка в крыше образуют единый проем. Это не только облегчает десанту покидание машины, но и позволяет легко грузить раненых, или крупногабаритное вооружение (чему способствует и размещение солдат спиной к бортам). Теоретически, десант БМП-1 способен вести огонь на ходу из личного оружия, но практически от этого мало толку. Оружие не стабилизировано (это достаточно трудно сделать), а приборы наблюдения не обеспечивают хорошего обзора. Второй недостаток можно было бы исправить, сделав перископы подвижными. Или, что еще проще, заменить перископы бронестеклами. Учитывая слабость бронирования БМП, это не ослабило бы его защиту. Основной запас топлива размещался в баке между сиденьями десанта, а дополнительный - в кормовых дверях. Объяснить это можно только большой живучестью сказки о «пожаробезопасном дизельном двигателе». Размещение горючего в дверях привело к появлению в армии Израиля распоряжения о том, что при борьбе с БМП желательно вести огонь по кормовым дверям. Когда после воссоединения Германии ГДР-овские БМП-1 попали в бундесвер, немцы первым делом заглушили эти баки. Заканчивая описание десантного отделения БМП-1, стоит обратить внимание на еще одну вещь. Часто высказывается мнение, что БМП плохо показала себя в локальных войнах из-за того, что создавалась для другой войны, - войны, где массово применяется атомное оружие. На самом деле и для такой войны эта машина тоже не очень подходит. При движении по зараженной местности машина должна быть герметичной и иметь фильтро-вентиляционную установку. Но человек не только дышит, в его организме происходят и другие процессы. «До ветру» на зараженной местности не выйдешь, но почему-то туалет появился только на БМП-3. На недостаток места тут ссылаться не приходится - британский танк-разведчик «Скорпион» еще меньше, но биотуалетом оснащен. Ходовая часть БМП-1 состоит из 6 опорных и 3 поддерживающих катков на борт. Ведущие колеса установлены в носовой части машины, а направляющие колеса в корме. Подвеска БМП-1 спроектирована так, что при движении машина имеет склонность к раскачиванию. В результате, длительные марши сильно выматывают экипаж и десант. На БМП-2 этот недостаток пытались устранить установкой дополнительных амортизаторов, но безуспешно. Возможна выходом являлся бы переход к семикатковой ходовой части, но работы по созданию таких БМП так и не вышли из стадии опытов. ФОТОГРАФИИ Источник: журнал М-Хобби, 2006

Ответов - 0



полная версия страницы