Форум » БТТ » Т - 80 » Ответить

Т - 80

rustem: Основной боевой танк Т - 80 Истории создания танка Т-80 началась в июле 1967 года с совещания у секретаря ЦК КПСС Д. Устинова. На этом совещании было принято решение о разработке для танка Т-64 газотурбинной силовой установки. Двигатель мощностью 1000 л.с. должен был обеспечивать запас хода по шоссе не менее 450 км при гарантийном сроке работы 500 ч. Причина такого решения, а также и создания резервной силовой установки с дизельным двигателем В-46, заключалась в том, что двухтактный двигатель 5ТДФ танка Т-64 работал очень ненадежно Кроме того, среди военного руководства существовало мнение, что применение ГТД в танках позволит существенно поднять боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и бое¬готовность (особенно в зимнее время), а также позволит повысить энерговооруженность танка. По результатам этого совещания 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, обязывающее Миноборонпром и Минавиапром в течение 1968-1971 годов провести ОКР по ГТД. К этому времени в ЛНПО имени В. Климова разра¬ботали удачный двигатель ГТД-ЮООТ мощностью 1000 л.с, а в КБ-3 Кировского завода (главный конструктор Н. Попов), взяв за основу газотурбинный вариант тан¬ка Т-64А, в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219. Для проведения испытаний в различных климатических условиях было изготовлено более 60 танков - в том числе для заводских испытаний, в условиях войсковой эксплуа¬тации и на специальных стендах (безгусе¬ничный стенд, холодильная камера, аэроди¬намическая труба и т.д.). Эти испытания показали, что танки с ГТД еще не обладают достаточной надежностью, имеют высокий расход топлива и не обеспечивают требуе¬мый запас хода. Возникли также серьезные проблемы по работоспособности двигателя в условиях высокой запыленности воздуха. В связи с увеличением мощности двигателя и скорости движения потребовалась дора¬ботка трансмиссии и ходовой части. По указанию главного конструктора Н. Попова количество возимого топлива увеличили до 1700 л (из них забронировано 1150 л) вместо 1093 л (738 л) на танке Т-64А. Кроме того, были установлены две дополнительные 400-литровые бочки, ко¬торых на Т-64А не было. Проведенные в 1972 году сравнитель¬ные испытания танков объект 219 и Т-64 А показали некоторые преимущества перво¬го. Зимой 1973 года в Сибирском военном округе на полигоне в Юрге была проведена опытная войсковая эксплуатация 7 танков, по результатам которой комиссия сделала заключение, что этот танк обладает более высокой маневренностью и проходимо¬стью, способен совершать марши в составе роты до 100-150 км в сутки по неподготов¬ленным трассам (без применения снего¬очистительных средств), преодолевать снежные сугробы до 2-3 м и уверенно дви¬гаться по целине с глубиной снежного по¬крова 1 м. Применение ГТД, не требовавшего разо¬грева перед запуском, повысило боеготов¬ность танка в зимних условиях и сократило время на его подготовку к выходу до 2-3 минут при температуре до 18 градусов мо¬роза и до 25-32 минут при более низких (до -45 градусов) температурах. Наряду с этим расход топлива на 100 км пути при движе¬нии колонны по снежной целине не обеспе¬чивал суточный переход танков в 300-400 км без дозаправки и безотказную их работу в пределах гарантийного срока службы. В 1974-1975 годах в Приволжском воен¬ном округе проводилась опытная войско¬вая эксплуатация батальона танков в объе¬ме 10-11 тыс. км пробега. В начальный ее период имели место массовые выходы из строя ГТД - в основном из-за разрушения третьей опоры турбокомпрессора. Были необходимы срочные меры по устранению этого недостатка, и уже к 15 декабря 1974 года в батальон поступили 10 доработан¬ных двигателей так называемой 8-й серии. В связи с этим программа опытной войско¬вой эксплуатации была уточнена, и для 10 танков с усовершенствованными двигате¬лями добавлен этап испытаний в Турке¬станском военном округе в условиях лессо¬вой запыленности воздуха. Испытания проводились как на авиационном кероси¬не, так и на дизельном топливе. В выводах итогового отчета по опытной войсковой эксплуатации констатирова¬лось, что боеготовность объекта 219 при низких температурах в 1,5-2 раза превыша¬ла таковую у танков с дизельными двигате¬лями. Он обладал высокой маневренно¬стью, был способен во взаимодействии с БМП стремительно выдвигаться к перед¬нему краю со скоростью 20-30 км/ч и бо¬лее, атаковать противника, находясь мень¬шее время под воздействием его огневых средств и обеспечивать ведение стрельбы на скоростях движения 20-25 км/ч. В зависимости от дорожных и климати¬ческих условий средняя скорость движе¬ния нового танка находилась в пределах 18-32 км/ч (тактическая) и 20-40 км/ч (техническая). Расход топлива на 100 км составил 463-838 л, на I час работы двига¬теля - 123-209 л; запас хода без бочек -220-368 км, а с дополнительными бочками- 270-456 км. Масло практически не расхо¬довалось. В заключение было рекомендова¬но принять танк на вооружение Советской Армии. Устранять выявленные недостатки планировалось в процессе серийного про¬изводства. 6 августа 1976 года, вскоре после назна¬чения Д. Устинова министром обороны, объект 219 приняли на вооружение под ин¬дексом Т-80. «Восьмндесятка» стала пер¬вым в мире серийным танком с газотурбин¬ным двигателем (серийное производство американского танка Ml «Абрамс» нача¬лось в 1980 году). Устинов планировал производить для армии только один танк, поэтому постано¬влением о принятии танка Т-80 на воору¬жение Миноборонпрому совместно с Гос¬планом поручалось представить предложе¬ния по организации серийного производст¬ва танка Т-80 на заводах в Омске и Харько¬ве и расширению его выпуска в Ленингра¬де. Следует напомнить, что к этому време¬ни в СССР состояли в серийном производ¬стве и поступали в войска два танка: Т-64 А - на заводе транспортного машинострое¬ния им. Малышева в Харькове (завод №75), Т-72 - на Уралвагонзаволе в Ниж¬нем Тагиле (завод №183). На заводе транс¬портного машиностроения им. Октябрь¬ской революции в Омске (завод №13) в ог¬раниченном количестве продолжалась сборка танков Т-55А. который, впрочем, по понятным причинам конкурентом пер¬вых двух не был. В 1976 году начался труднообъяснимый с точки зрения здравого смысла период со¬ветского танкостроения. С 1976 по 1987 год производились серийно и поступали на вооружение Советской Армии три типа ос¬новных танков - Т-64. Т-72 и Т-80. При этом упомянутые боевые машины имели весьма невысокую степень унифи¬кации друг с другом. На них устанавлива¬лись абсолютно разные двигатели, у них были разные корпуса, ходовые части и пр.; пушки, правда, устанавливались одной марки и одинакового калибра, но системы управляемого вооружения были разными! Тактико-технические же характеристики всех трех танков в целом были практически одинаковыми. Одновременное производст¬во трех РАЗНЫХ по конструкции танков с ОДИНАКОВЫМИ ТТХ можно объяс¬нить только особенностями социалистиче¬ской системы хозяйствования. не допус¬кавшей простоя ни одного завода и лобби в Министерстве обороны и ЦК КПСС у ка¬ждого из заводов. Основной ТАНК Т-80 (объект 213сп2) представлял собой базовый серийный ва¬риант. Машина имела сварной корпус» в ос¬новном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64 А и Т-72. Башня - литая, сложной конфигурации. 125-м.м пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожу¬хом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же тина, что и на танке Т-64А, спаренным пулеметом ПКТ. зенитным пулеметом НСВТ-12.7 «Утес», оптическим прицелом-дальноме¬ром ТПД-2-49. двухллоскостиыы стабили¬затором 2Э28М. В целом башня Т-80 ран¬них выпусков в значительной степени бы¬ла унифицирована с башней Т-64А (вклю¬чая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнем). Наи¬большее различие было только в емкости автомата заряжания. В нем удалось размес¬тить только 28 выстрелов против 30 у Т-64. Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ. обрезиненные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трех человек. Серийное производство осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 гол. В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся от ба¬зовой, прежде всего, наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Коб¬ра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дально¬мер 1Г42, танковый баллистический вы¬числитель 1В517. стабилизатор 2Э26М. блок разрешения выстрела 1Г43 и комп¬лект датчиков). На танке установлена пуш¬ка 2А46-2 и система запуска дымовых гра¬нат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. С 1980 года начали устанавливать двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башню, унифицированную с Т-64 Б, с 1982 года - пушку 2А46М-1 «Ралира-3». В 1984 году было усилено бронирование носовой частя корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80 Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленингра¬де На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машино¬строения. Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант -объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта ма¬шина не вышла. В 1983 году был создан опытный образец объект 219В. на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыш» и комплекса управляемого воо¬ружения "Рефлекс". В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ). отличавшаяся от Т-80Б установ¬кой на башне и корпусе комплекта навес¬ной динамической защиты. По расположению механизмов и обору¬дования танк Т-80 Б разделен внутри на три отделения: управления, боевое и сило¬вое. Отделение управления расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным ба¬ком, щитком контрольных приборов меха¬ника-водителя и аккумуляторными батаре¬ями с установленной над ними электроаппа¬ратурой, сзади - конвейером механизма за¬ряжания (МЗ). В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, пе¬ред которым на днище корпуса установлены рычаги управления поворотом, педаль пода¬чи топлива и педаль регулируемого сопло¬вого аппарата. В шахте верхнего наклонного листа корпуса установлены приборы на¬блюдения ТНПО-160. Для вождения танка ночью вместо центрального смотрового прибора ТНПО-160 устанавливается ноч¬ной прибор ТВНЕ-4Б. который в нерабочем положении находится в укладке справа от сиденья механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено крепле¬ние сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу. Боевое отделение расположено в сред¬ней части танка и образовано сочетанием корпуса с башней. В башне установлена 125-мм гладкост¬вольная пушка. В корпусе размешена каби¬на, состыкованная с башней. В кабине рас¬положен механизм заряжания (МЗ). обес¬печивающий размещение, транспортиров¬ку, подачу и досылание выстрелов, а также улавливание и размещение экстрактиро-ваиных поддонов. Справа от пушки нахо¬дится место командира танка, слева - на¬водчика. Для командира и наводчика име¬ются сиденья и подножки, а также съемные ограждения, обеспечивающие их безопас¬ность при работе стабилизатора, МЗ и при стрельбе из пушки. Справа от пушки уста¬новлены спаренный с Ней пулемет ПКТ, аппарат ТПУ А-1. радиостанция Р-123М (на танках поздних выпусков Р-173) и пульт управления МЗ. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком. В ней имеются два призменных смотровых прибора ТНПО-160, командирский прибор наблюдения ТКН-3, два призменных смот¬ровых прибора ТНПА-65. За стенками кабины размещен кольце¬вой конвейер механизма заряжания. Силовое отделение расположено в кор¬мовой части корпуса танка. В нем продоль¬но установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коро¬бок передач осуществляется с обоих кон¬цов выходного редуктора двигателя. Каж¬дая бортовая КП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой переда¬чей, несущей ведущее колесо. Двигатель установлен в сборе с другими сборочными единицами в виде моноблока, в который входят: двигатель, масляный бак двигателя, воздухоочиститель, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, топ¬ливные фильтры, часть термодымовой ап¬паратуры, топливоподкачивающий насос БНК-12ТД, компрессор высокого давле¬ния АК-150СВ с автоматом управления да¬влением, вентиляторы системы охлажде¬ния и пылеудаления, масляный насос трансмиссии, генератор ГС-18МО и стар¬тер ГС-12ТО. Газотурбинный двигатель ГГД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими не¬зависимыми турбокомпрессорами и со сво¬бодной турбиной. Основными узлами дви¬гателя являются центробежные компрессо¬ры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патру¬бок, коробки приводов и редуктор. Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соеди¬няется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопо¬рится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые свер¬ху съемными металлическими сетками. Снаружи танка крепятся наружные топ¬ливные баки, включенные в общую топ¬ливную систему, ящики с ЗИП, буксирные тросы, запасные траки, сумка с проводами внешнего пуска, рукава для перекачки топ¬лива, бревно для самовытаскивания, крон¬штейны для установки дополнительных бочек с топливом, съемное оборудование ОПВТ, укрывочный брезент, защитный колпак механика-водителя в чехле и часть боекомплекта зенитного пулемета. В состав вооружения танка Т-80Б вхо¬дят: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1; 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ; 12,7-мм танковый пулемет «Утес» (НСВТ-12,7); боеприпасы к пушке и пуле¬метам; механизм заряжания; система уп¬равления огнем 1АЗЗ; комплекс управляе¬мого вооружения 9К112-1; ночной прицел ТПНЗ-49. Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спере¬ди закрыта бронировкой, прикрепленной к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Внутри башни имеется уплотне¬ние амбразуры. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части ко¬жухом, казенника, муфты и механизма продувания канала ствола. Часть ствола, находящаяся вне люльки и бронировки, закрыта термозащитным кожухом, кото¬рый предназначен для уменьшения влия¬ния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб трубы в процессе стрельбы. Он состоит из четырех секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепежных де¬талей. Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боевая скорострельность - 6-8 выстр./мин. Дальность прямого выстрела (при высоте цели 2 м) бронебойным подкалиберным снарядом - 2120 м. От установ¬ленной на части танков Т-80Б пушки 2А46-2 пушка 2А46М-1 отличается главным об¬разом симметричным расположением тор¬мозов отката и быстроразъемным соедине¬нием ствола с казенником. Внешне ее мож¬но «вычислить* по наличию на стволе места «под ключ». Боекомплект к пушке со¬стоит из 38 выстрелов с бронебойно-подка-либерными, осколочно-фугасными, куму¬лятивными и управляемыми снарядами. Из них 28 выстрелов размещаются в кон¬вейере МЗ в любом соотношении, 7 - в от¬делении управления и 5 в боевом отделе¬нии. Зенитно-пулеметная установка предна¬значена для стрельбы по воздушным и на¬земным целям на дальностях до 2000 м. Ус¬тановка обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемета в вертикаль¬ной плоскости от -5о до +75о. Размещена установка на командирской башенке. Ос¬новными ее узлами являются: 12,7-мм пу¬лемет НСВТ, люлька, станок, уравновеши¬вающий механизм, рукоятка горизонталь¬ного наведения, маховик вертикального наведения, магазин для размещения ленты с патронами, звеньесборник, коробка с прицелом К10-Т. Для стрельбы из пуле¬мета применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные Б-32 и бронебойно-зажигательно-трассирующие БЗТ-44. Особенностью конструкции танка Т-80Б является наличие механизма заря¬жания. Механизм заряжания - это гидро¬электромеханический комплекс, предна¬значенный для автоматического заряжа¬ния пушки любым из применяемых типов выстрелов. Цикл заряжания начинается с установ¬ки рычага переключения баллистик в поло¬жение, соответствующее заданному типу выстрела, и нажатия кнопки МЗ на прице¬ле-дальномере. При этом включается ис¬полнительный двигатель гидронасоса МЗ. Рычаг механизма подачи поджимается в нижнее положение, конвейер начинает вращаться. При подходе лотка с выбран¬ным типом выстрела к линии заряжания конвейер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением конвейера пушка стопорится на угле заряжания гид¬ромеханическим стопором, и лоток с выст¬релом подается на линию досылания. На линии досылания происходит раскры¬тие лотка и досылание выстрела в камору пушки. Клин затвора пушки закрывается. В поле зрения прицела высвечивается зе¬леный индекс, сигнализирующий о том, что пушка заряжена. При возврате цепи досылателя происходит перекладка поддона! из улавливателя в освободившийся лоток. Рычаг механизма подачи возвращает пус¬той лоток в нижнее положение, и пушка, расстопариваясь, идет в согласованное по¬ложение с линией прицеливания. Цикл за¬ряжания окончен, пушка готова к произ¬водству выстрела. Из-за особенностей своей конструкции! механизм заряжания бескассетного типа танков Т-80 и Т-64 получил название) «Корзина». Установленная на танке Т-80Б система управления огнем (СУО) 1АЗЗ предназна¬чена для обеспечения ведения эффектив¬ного огня из пушки и спаренного с ней пу¬лемета по танкам и другим бронированный целям противника, движущимся со скоро¬стями до 75 км/ч, по малоразмерным це¬лям (ДОТ, ДЗОТ и др.) и по живой силе при стрельбе с места и с ходу, при скоро¬стях до 30 км/ч, на дальностях действи¬тельного огня пушечного и пулеметного вооружения как при прямой видимости це¬лей через прицел-дальномер, так и с закры¬тых огневых позиций. Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», установленный в танке Т-80Б, предназначен для обеспечения ве¬дения эффективного огня из пушки управ¬ляемыми снарядами по танкам и другим бронированным целям противника, движу¬щимся со скоростями до 75 км/ч, а также для стрельбы по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ) и др., с места и с ходу, при скоростях движения до 30 км/ч, на дальностях до 4000 м, при условии пря¬мой видимости цели через прицел-дально¬мер 1Г42. Комплекс 9К112-1 функционально свя¬зан с СУО 1АЗЗ. Комплекс обеспечивает: - возможность одновременной стрельбы управляемыми снарядами в составе роты танков по близкорасположенным «елям, в том числе стрельбу из двух танков одно¬временно по одной и той же цели (при ин¬тервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 м) при работе радиоли¬ний на различных литерных частотах и ко¬дах; - стрельбу управляемыми снарядами в диапазоне углов вертикального наведения от -7 до + 11* и при крене танка до 15е, а также стрельбу над водной поверхностью; - возможность стрельбы по вертолетам на дальностях до 4000 м при обнаружении вертолета на дальности не менее 5000 м и при скорости цели до 300 км/ч и высоте до 500 м. Аппаратура комплекса размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съемных блоков. Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 имеет полуавтоматическую систе¬му управления снарядом с использованием модулированного источника света на сна¬ряде и радиокомандной линией связи. Уп¬равление снарядом в полете осуществляет¬ся автоматически замкнутым контуром уп¬равления. Задача наводчика при пуске сна¬ряда сводится к удержанию прицельной марки на цели в течение всего времени по¬лета снаряда до цели. Снаряд 9М112 снаб¬жен серповидными крыльями, создающи¬ми подъемную силу и придающими ему в полете вращательное движение вокруг продольной оси. Исполнительными управ¬ляющими органами в полете являются ру¬ли снаряда. Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в за¬падные военные округа и зарубежные груп¬пы войск. Напряженный тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали. Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Ат¬лантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»). Свои дина¬мические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений Группы советских войск в Германии, когда выполнявшие об¬ходной маневр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронес¬лись по нему, обгоняя туристские автобу¬сы. Одобрительное отношение в частях вы¬зывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кро¬ме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию веса, требовавшиеся для усиления защищенности от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся поле боя. На экспорт « восьмидесятки » не поставлялись и в составе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали. Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались уже Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995-1996 годах. ФОТОГРАФИИ Источник: журнал М – Хобби, 2007, №7.

Ответов - 0



полная версия страницы