Форум » БТТ » ЗРК «Оса» » Ответить

ЗРК «Оса»

rustem: «Оса», (9К33, SA-8, SA-8A, Gecko) зенитный ракетный комплекс Войсковой автономный высокомобильный всепогодный зенитный ракетный комплекс малой дальности ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В начале 60-х годов изменение тактики действий с использование малых высот стало одним из основных направлений повышения эффективности СВН и их живучести в условиях все более расширяющегося применения против них зенитных управляемых ракет. Целесообразность этого подтверждал опыт боевого применения уже существующих в то время ЗРК, оказавшихся малоэффективными и неприспособленными для борьбы с низколетящими целями (НЛЦ). Очевидным стал факт необходимости иметь специализированные зенитные средства для борьбы с НЛЦ, что и стало одной из причин развертывания в ряде стран работ по созданию таких ЗРК. В числе основных требований к ним были высокая степень автоматизации и автономность ведения боевой работы, минимальное количество боевых единиц в составе ЗРК и высокая подвижность, сравнимая с мобильностью прикрываемых войск, а также малое время приведения в боевую готовность. Примечательно, что эти требования лежали в основе работы всех разработчиков, независимо от их национальной принадлежности. Необходимо отметить, что создание специализированных средств ПВО, способных эффективно бороться с низколетящими воздушными целями, во всех странах проходило с большими трудностями. Одной из основных причин являлось определенное несоответствие между завышенными требованиями и существующим уровнем развития науки и техники, не обеспечивающих их выполнение. Даже США с их высоким научно-промышленным потенциалом не смогли в тот период решить эту проблему, о чем свидетельствует показательный пример создания ЗРК «Маулер». По замыслу разработчиков он должен был обеспечить эффективную борьбу с низколетящими самолетами, неуправляемыми и управляемыми тактическими ракетами. Все боевые средства комплекса (пусковая установка, 12 ЗУР в ТПК, радиоэлектронная аппаратура обнаружения целей и управления огнем, система электропитания) должны были размещаться на гусеничном транспортере-амфибии М-113. При дальности действия до 15 км и скорости до 890 м/с, стартовая масса одноступенчатой ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН не должна была превышать 50-55 кг. Как показал последующий ход технического прогресса, выполнение этих и некоторых других требований обеспечивалось не ранее чем через 25-30 лет. В результате затраченные более 200 млн. долларов успеха не принесли и программа разработки ЗРК «Маулер» в 1965 году была закрыта. Среди европейских фирм первой в создании подобного комплекса была английская «Шорт», создавшая корабельный («Си Кэт», дальность действия до 5 км) и наземный («Тайгер Кэт») зенитные комплексы. Последний, массой 62 кг, имел невысокую (200-250 м/с) скорость полета ЗУР и исполнялся в самоходном (на гусеничном или колесном бронетранспортерах) и буксируемом вариантах. Другая английская фирма «Бритиш Эйркрафт» в 1963 г. начала работы по созданию ЗРК «Рапира». Однако и его характеристики были значительно ниже тех, которые должен был иметь американский «Маулер». Только ЗРК «Оса» (СССР) стал наиболее удачным вариантом среди аналогичных комплексов, что красноречиво подтвердил опыт его многолетней эксплуатации в войсках и результаты боевого применения. Работы над его созданием были начаты по Постановлению СМ СССР № 1157-487 от 27 октября 1960 г., согласно которого ЗРК должен был поражать цели, действующие со скоростью до 500 м/с в зоне 50-5000 м по высоте и 0,8-10 км по дальности. Автономная мобильная боевая машина (БМ) ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки. Этим же постановлением ставилась задача на разработку корабельного варианта ЗРК «Оса-М», унифицированного по ракете и частично радиоэлектронным средствам с сухопутным ЗРК «Оса». Головным разработчиком ЗРК в целом и БМ 9АЗЗ назначалось НИИ-20 ГКРЭ, а главным конструктором комплекса и машины М.М. Косичкин, ракеты - КБ-82 Тушинского машиностроительного завода во главе с А.В. Потопаловым, пусковой установки (ПУ) – Государственное КБ компрессорного машиностроения ГКАТ. В создании других элементов участвовали Всесоюзный НИИ «Сигнал» и Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности, самоходного шасси - Кутаисский автомобильный завод. Разработка требований к ЗРК проходила под шифром «Эллипсоид». На формирование общей идеи и облика ЗРК «Оса» отрицательно повлияла информация о разработке в США комплекса «Маулер». Наиболее сложным оказалось создание ЗУР, что было обусловлено в тот период времени уровнем достижений в создании отечественного твердого ракетного топлива и элементной базы для бортовой системы управления. В результате этих и других причин установленные сроки работ были сорваны. Новым правительственным решением были определены другие сроки и разработчик ракеты (ОКБ-2, П.Д.Грушин), а также более реальные ее характеристики (увеличена стартовая масса до 110-115 кг). ЗРК должен был поражать цели типа МиГ-19, действующие со скоростью 500 м/с на высотах от 50-100 м до 5 км на дальности 8-10 км, а с дозвуковыми скоростями на высотах до 6-7 км - 10-13 км. Совместные испытания наземного ЗРК «Оса» начались во второй половине 1967 г. и из-за серьезных недостатков (резкое снижение возможностей по обстрелу целей из-за неудачного размещения ПУ с ЗУР перед антеннами РЛС, не выполнение требований по обстрелу целей на нижней границе зоны поражения 50-100 м, прогар сопла двигателя, большое работное время, не выполнение требований по запасу хода, скорости движения и плавучести) были прекращены. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ (бывший НИИ-20) В.П. Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе, а разработка плавающего колесного шасси 937 (позднее 5937 «Основа»), сыгравшего большую роль в успешном продолжении работ, - Брянский автомобильный завод. После проведения заводских (в июле 1970 г.) и совместных (в феврале 1971 г.) государственных испытаний в октябре 1971 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение. Одновременно на вооружение ВМФ поступил корабельный ЗРК «Оса-М» (SA-N-4, «Gecko»). Серийное производство БМ 9А33Б осуществлял Ижевский электромеханический завод, а ЗУР 9М33 – Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда. НАЗНАЧЕНИЕ ЗРК «Оса» 9К33 малой дальности является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами) и беспилотными (КР, ДПЛА) СВН в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника. Он имел хорошую проходимость, мог преодолевать водные препятствия вплавь, имел высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время. Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (на высотах 50-100 м максимальная дальность уменьшалась до 4-6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200-5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С «Фантом-2» одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м. По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил средства ПВО первого поколения и в настоящее время может успешно бороться с различными СВН. СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ Основные элементы ЗРК 9K33 «Оса»: БМ 9А33Б со средствами разведки целей, наведения и пуска ЗУР; зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М33; транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР; средства контроля и технического обслуживания на автомобильном шасси. БМ 9А33Б – автономная всепогодная огневая единица, способная самостоятельно обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении и обстреливать одну из них с короткой остановки двумя ракетами с радиокомандной системой наведения. Время свертывания и развертывания БМ не превышает 5 минут. Удачная конструкция шасси, выпускаемого в вариантах БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939 (имелся отбор мощности от коробки передач для привода гидронасоса) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам и на плаву до 80 и 10 км/ч соответственно. Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами обеспечивало размещение и транспортировку оборудования массой до 7200 кг, эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +500 до –400 С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +200 С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. БМ транспортировалась воздушным и железнодорожным транспортом. СОЦ представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона с высокой степенью защиты от помех, которая решает задачи обнаружения воздушных целей и выдачи координат их местоположения. Стабилизированная в горизонтальной плоскости антенна вращается со скоростью 33 оборота в минуту и обеспечивает разведку воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 270 осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в один из трех положений (два нижних по 40 и один верхний 190). Ее возможности обеспечивали обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 м и 50 м соответственно. Станция сопровождения целей (ССЦ) служит для поиска целей по данным СОЦ, их захвата на автосопровождение по угловым координатам и дальности и выдачи точных текущих координат цели на СРП. ССЦ обеспечивает захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) Счетно-решающий прибор (СРП) при поступлении информации от ССЦ решает задачу встречи ЗУР с целью и вырабатывает данные для своевременного пуска ракеты. Твердотопливная ЗУР 9М33 с радио командной системой наведения на цель выполнена по аэродинамической схеме «утка» со свободно вращающимся относительно ее продольной оси крыльевым блоком и двумя парами рулей. Она оснащена осколочной БЧ массой 15 кг, неконтактным радиовзрывателем (радиус срабатывания 5 м) и трассерами в хвостовой части для ее сопровождение телевизионно-оптическим визиром. В войска ЗУР поступала полностью боеготовой, не требовала дополнительных работ (кроме регламентной проверки) и предстартовой подготовки (рабочая частота бортовой аппаратуры устанавливалась при заряжании БМ), унифицирована с ЗУР корабельного ЗРК «Оса-М». Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществлялся с интервалом в 3-5 с между ними. При стрельбе по целям, действующим на высотах 50-100 м, ракета наводилась на них сверху вниз, что снижало ошибки наведения и исключало преждевременное срабатывание радиовзрывателя по отраженному от земли сигналу. При стартовой массе в 128 кг средняя скорость полета ЗУР составляла 500 м/с. ТЗМ Т217Б обеспечивала транспортировку восьми ЗУР и заряжание ими БМ. После принятия на вооружение ЗРК "Оса" сразу начались работы по модернизации с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (вариант «Оса-А»), а также по созданию комплекса с увеличенным до шести количеством ЗУР, размещенных на БМ в транспортно-пусковых контейнерах («Оса-К»). В 1973 г. разработка обоих вариантов была завершена и проведены их совместные заводские испытания. Последующие работы предусматривали установку на опытном образце боевой машины 9А33БМ нового антенно-пускового устройства для шести ракет 9М33М2 в ТПК. Модернизированный комплекс 9К33М2 в составе новой БМ 9А33БМ2 и ракеты 9М33М2 в 1975 г. был принят на вооружение. ЗРК «Оса-АК» (9К33М2) имел ту же конфигурацию и состав (БМ 9А33БМ2, ЗУР с улучшенными характеристиками 9М33М2, ТЗМ, средства технического контроля и обслуживания), что и ЗРК «Оса». Модернизированный ЗРК «Оса-АК» от прототипа отличался: · расширенной зоной поражения целей по дальности, высоте и параметру; · структурой СРП и возможностью наведения ЗУР на скоростную (до 500 м/с) и маневрирующую с перегрузкой до 8 ед. цель; · возможностью обстрела и поражения целей на догонных курсах, летящих со скоростью до 300 м/с; · повышенной защищенностью от воздействия радиоэлектронных помех, а также улучшенными условиями автосопровождения целей в пассивных помехах; · использованием новой элементной базы, позволившей уменьшить массогабаритные характеристики ряда блоков и мощность потребляемого ими электропитания, а также повысить общую надежность функционирования БМ; · усовершенствованным радиовзрывателем ЗУР, обеспечившим снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 м и возможность обстрела целей на этой высоте; · размещением ЗУР в ТПК и стартом непосредственно из него, что увеличило срок гарантийного использования ракеты до 5 лет и повысило ее радиационную стойкость. Сравнительные характеристики ЗРК «Оса» и «Оса-АК» Основной разработчик НИЭМИ Год принятия на вооружение 1972 1975 Зона поражения по дальности, км 2-9 1,5-10 Зона поражения по высоте, км 0,05-5 0,025-5 Курсовой параметр, км 4-6 до 6 Вероятность поражения одной ЗУР самолета 0,35-0,85 0,5-0,85 вертолета 0,3-0,4 до 0,45 КР до 0,4 до 0,4 БР - - ДПЛА до 0,7 до 0,8 Максимальная скорость цели, м/с до 420 до 500 Время реакции, с 26-34 26-34 Масса БМ, кг около 1900 около 1900 Масса ЗУР/БЧ, кг 128/15 128/15 Время перевода в боевое/походное положение, мин 3-5/3-5 3-5/3-5 Максимальная скорость движения, км/ч до 80 до 80 ЗРК «Оса-АКМ» (9К33М3) – очередной вариант и дальнейшее развитие комплекса, предназначенного для борьбы с самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА при прикрытии войск и объектов от их ударов в условиях активного радиоэлектронного противодействия во всех видах боевых действий. Он был создан в связи с совершенствованием форм и способов применения СВН, повышением их эффективности при непосредственной авиационной поддержке своих войск, особенно первого эшелона. В ноябре 1975 г. была начата опытно-констукторская работа «Мара» по совершенствованию БМ ЗРК «Оса» и его ракеты, в 1977 г. состоялись заводские испытания модернизированной БМ 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, в декабре 1979 г. модернизированный комплекс прошел Государственные испытания (полигон Эмба), а в 1980 г. под названием «Оса-АКМ» он был принят на вооружение. От предыдущих модификаций новый ЗРК отличался повышенными боевыми возможностями по борьбе с вертолетами. ЗРК обеспечивает поражение летящих (скорость до 80 м/с, дальность 2-6,5 км, курсовой параметр до 6 км), зависших на высоте 10 м и находящихся на земле с вращающимся несущим винтом вертолетов типа «Хью Кобра» с вероятностью 0,12-0,55, 0,12-0,38 и 0,07-0,12 соответственно. Комплекс включает боевые средства (БМ 9А33БМ3 и ТЗМ 9Т217БМ2 на 12 ракет, ЗУР 9М33М3), средства технического обеспечения (автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В242-1, регулировочная аппаратура 9В914, МТО 9В210М3) и учебно-тренировочные средства (тренажер 9Ф632М). В числе основных отличий ЗРК «Оса-АКМ»: · расширенная зона поражения; · лучшая разрешающая способность индикатора кругового обзора СОЦ по дальности и азимуту; · усовершенствованный СРП, снизивший вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и повысивший точность наведения ракеты; · возможность обстрела скоростных (до 500 м/с) и маневрирующих с перегрузкой до 8 ед. целей, а также целей, летящих со скоростью до 300 м/с вдогон; · увеличенная плотность потока осколков и возможность коррекции области срабатывания радиовзрывателя при стрельбе вдогон за счет принудительной подачи команды на подрыв БЧ; · повышенная общая помехозащищенность и перевод части аппаратуры на новую элементную базу, что снизило массу и габариты БМ, повысило надежность ее работы; · доработанный радиовзрыватель со значительно повышенной устойчивостью работы на предельно малых высотах и др. Таким образом, ЗРК «Оса-АКМ» возможностями по эффективной борьбе с вертолетами и ДПЛА обладал раньше, чем французский «Кроталь» и франко-западногерманский «Роланд». Основные характеристики ЗРК «Оса-АКМ» с ЗУР 9М33М3 Основной разработчик НИЭМИ Год принятия на вооружение 1980 Зона поражения по дальности, км 1,5-10 Зона поражения по высоте, км 0,025-5 Курсовой параметр, км до 6 Вероятность поражения одной ЗУР самолета 0,5-0,85 вертолета 0,6-0,85 КР до 0,6 БР - ДПЛА до 0,8 Максимальная скорость цели, м/с до 500 Время реакции, с 26-34 Масса БМ, кг 18680 Масса ЗУР/БЧ, кг 128/15 Время перевода в боевое/походное положение, мин 3-5/3-5 Максимальная скорость движения, км/ч до 80 РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗРК «Оса» он был поставлен в более чем 20 стран (Анголу, Алжир, Грецию, Индию, Ирак, Иорданию, Ливию, Польшу, Сирию, Югославию, ЮАР и др.). В настоящее время, по оценкам специалистов, на вооружении зарубежных армий состоит около 400 боевых машин. Впервые свою эффективность ЗРК «Оса» продемонстрировал в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам, сбив при этом несколько самолетов. Неоднократно использовался комплекс ангольской армией в боевых действиях против ВВС Южной Африки в период 1987-88 гг. (сбил 2 ДПЛА и один самолет). ЗРК «Оса» участвовал в отражении воздушных ударов американских самолетов по ливийским городам Триполи и Бенгази в апреле 1986 года. Особое внимание этому комплексу, как одному из самых эффективных средств ПВО Ирака, было уделено при подготовке операции «Буря в пустыне». Для его нейтрализации накануне самой операции подразделение спецназа на территории Кувейта захватило ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией для его изучения и организации борьбы с ним. С началом боевых действий этот ЗРК стал одним из первоочередных объектов для подавления различными средствами. В сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» смог эффективно бороться с различными СВН, особенно с крылатыми ракетами «Томагавк». СОСТОЯНИЕ И ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В настоящее время серийное производство комплекса прекращено. Невысокая стоимость, простота использования, эксплуатационная надежность и высокая эффективность стали причинами сохранения многими странами этого ЗРК на вооружении и их заинтересованности в дальнейшем его использовании. Вариант модернизации БМ ЗРК «Оса» (ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол») был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2005. Он предполагает оснащение БМ системой опознавания страны-заказчика, увеличение дальности поражения целей до 14 км, повышение надежности и эффективности функционирования радиоэлектронной аппаратуры, замену ТОВ электронно-оптической системой с круглосуточным тепловизионным каналом, улучшение условий обитаемости экипажа и другое. Для этого БМ оснащается кондиционером, тепловизором, системой пассивной радиолокации Л-150, комплексом оптико-электронного подавления «Пурга» и др. средствами. По желанию заказчика БМ может быть оснащена контрольно-записывающей аппаратурой КЗА-058, отвлекающим устройством ОУ-1 для защиты от ударов ПРР и доработана с целью использования в качестве мишенного комплекса «Саман-М». Пассивная система обнаружения Л-150 по радиоизлучению бортовых авиационных средств управления и наведения ВТО в диапазоне 8-18 ГГц определяет направление на источник излучения по азимуту и углу места с точностью до 30 на дальности не менее 30 км и его автосопровождение с дальности 28 км. В совокупности с широкодиапазонным аэрозольным комплексом «Пурга», ОУ-1, наружной и внутренней противоосколочной защитой это значительно повышает помехозащищенность и живучесть БМ в условиях массированного применения противником радиоэлектронных помех и ПРР типа HARM. Мишенный комплекс «Саман-М» с имитаторами воздушных целей 9Ф841 (9Ф841М) имитирует действия самолетов, вертолетов, КР, ДПЛА и элементов ВТО на предельно малых, малых и средних высотах в радиолокационном и инфракрасном диапазонах волн. Комплекс может использоваться при проведении плановых боевых стрельб средств ПВО, различных учений и для испытаний новых зенитных комплексов. Время приведения в готовность к боевому применению «Саман-М» не превышает 15 с. Ракета-мишень представляет собой доработанную находящуюся в эксплуатации или с предельным гарантийным сроком хранения ракету, которая может действовать в диапазоне высот 100-9000 м со скоростью 150-200 м/с на дальность до 20 км в течение до 90 с. Ее эффективная поверхность рассеяния составляет до 1,03 м2, углы наклона траектории полета при пикировании - 5-70, дальность управляемого участка полета - 16,5 км, дальность ликвидации ИВЦ на управляемом участке полета - до 10 км. На ракету вместо радиовзрывателя устанавливается радиолокационный уголковый отражатель и устройство самоликвидации, дорабатывается двигательная установка, а также демонтируется боевая часть. В зависимости от имитируемой цели, требований и условий применения ИВЦ может быть задана любая траектория полета. В качестве пусковой установки используется штатная БМ, на которой устанавливается устройство формирования траектории (УФТ), наличие которого на боевое применение и характеристики ЗРК в целом не влияет. Мишени запускаются при помощи пульта управления, состыкованного с БМ, с интервалом до 5 с. «Оса-1Т» (9К33-1Т) – белорусский (унитарное предприятие «Тетраэдр») вариант модернизации ЗРК «Оса-АК» («Оса-АКМ») предполагает повышение общей боевой эффективности и надежности функционирования комплекса, его помехозащищенность и живучесть, автоматизацию процесса боевой работы. Он представляет собой автономный мобильный ЗРК малой дальности, предназначенный для борьбы с пилотируемыми (самолеты, вертолеты) и беспилотными (КР, БЛА) СВН с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2, действующими на предельно малых, малых и средних высотах. Повышение боевой эффективности комплекса достигается использованием нового метода наведения ракет – кинематического дифференциального управления (КДУ), обеспечивающего уверенный перехват современных и перспективных высокоскоростных маневренных целей. Метод разработан УП «Тетраэдр» на основе теории терминального оптимального управления летательными аппаратами и предполагает изменение алгоритмов выработки команд управления ЗУР за счет установки нового цифрового СРП-1Т. Метод КДУ может быть использован в других ЗРК ближнего действия, малой и средней дальности с командной системой наведения ЗУР российского (С-125, «Круг», «Оса», «Тор», «Тунгуска», «Панцирь») и зарубежного («Кроталь», «ADATS», «Роланд») производства. Повышение качества наведения ЗУР на цель увеличивает максимальную дальность (с 10 до 12 км), высоту (с 5 до 7 км), курсовой параметр (с 6 до 8 км) и скорость (с 500 до 700 м/с) поражаемых целей. За счет уменьшения в 3-10 раз ошибок наведения ЗУР практически исключается рост промаха ЗУР при увеличении дальности стрельбы ЗРК и повышается вероятность поражения целей. Универсальность метода КДУ исключает необходимость использования других методов наведения ЗУР и упрощает боевую работу. Значительное повышение надежности функционирования ЗРК и продление сроков его эксплуатации достигается заменой СРП и части радиоэлектронной аппаратуры специализированным вычислительным комплексом на базе двух ЭВМ с аппаратурой сопряжения. Помехозащищенность комплекса повышается путем модернизации ТОВ «Карат» или установкой новой оптико-электронной системы ОЭС-9А33 (телевизионная и тепловизионная системы с лазерным дальномером, LCD-индикаторы) обнаружения и сопровождения цели. Дальность обнаружения и сопровождения тактического истребителя или вертолета модернизированным ТОВ при метеорологической видимости 20 км составляет не менее 25 км. Новая ОЭС обеспечивает автоматическое сопровождение цели по трем координатам при сильном радиоэлектронном противодействии противника днем и ночью, высокую живучесть и помехозащищенность ЗРК в условиях применения ПРР, радиопомех, ИК-ловушек и аэрозолей. В сложной радиоэлектронной обстановке этот режим работы может быть основным. При этом «Оса-1Т» получает возможность одновременного обстрела двух целей. Для повышения живучести на каждой БМ «Оса-1Т» устанавливаются приемники предупреждения о применении противником ВТО с лазерной системой наведения, сопряженные с автоматом отстрела дымовых (маскирующих) патронов. С этой же целью БМ может сопрягаться с автоматической системой отвлечения (АСО) ПРР, представляющей собой комплект малогабаритных передатчиков СВЧ сигналов. Кроме того, на антенную систему станции сопровождения целей устанавливаются радиопоглощающие покрытия, которые снижают уровень боковых лепестков и радиолокационную контрастность боевой машины. Каждая БМ «Оса-1Т» оснащена системами комплексного контроля контура управления ЗУР и кондиционирования, может быть оснащена тренажером в виде отдельного блока (взамен тренажера 9Ф632 на отдельном автомобильном шасси ЗИЛ-131). Одновременно с модернизацией БМ может быть проведен ремонт, восстановление и продление сроков технической пригодности ракеты 9М33М2(М3), которые будут соответствовать первоначальным с продлением эксплуатационного срока до 10-15 лет. Все работы выполняются выездными бригадами УП «Тетраэдр» на территории заказчика совместно с его специалистами. ИСТОЧНИК: http://www.arms-expo.ru/site.xp

Ответов - 2

rustem: Дивизионный автономныйсамоходный зенитный ракетныйкомплекс ОСА Зенитный ракетный комплекс "Куб" предназначался для прикрытия от ударов с воздуха в первую очередь танковых дивизий Сухопутных войск. Для решения аналогичной задачи применительно к более распространенным мотострелковым дивизиям предусматривалось создание более простого и дешевого ЗРК, с несколько меньшей зоной поражения, но обладающего большей мобильностью, в частности, авиатранспортабельностью и способностью форсировать вплавь водные преграды. Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса "Оса" (9КЗЗ) началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. №1157-487. Комплекс предназначался для поражения целей, летящих на высотах от 50-100 м до 5 км со скоростью до 500 м/с, на дальностях от 0,8-1 км до 8-10 км при курсовом параметре до 4-5 км. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания Новыми были и требования по обнаружению и поражению воздушных целей в движении. Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло двум военнослужащим вручную перезаряжать пусковую установку Вес боевой части определялся величиной 12-13 кг, вероятность поражения цели одной ракетой — 0,6-0,7. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК "Оса-М" с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса "Оса" Разработка комплекса "Оса" проходила непросто. Если неудачи в ходе разработки ЗРК "Куб" лишили занимаемых должностей двух главных конструкторов, то при создании «Осы» пришлось сменить не только главных лиц, но и организации-разработчики ракеты и шасси самоходной установки. Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса 9КЗЗ был определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса первоначально был назначен В.М. Тарановский. Разработку ракеты 9МЗЗ поручили КБ завода №82 Мосгорсовнархоза во главе с А.В. Потопаловым. В начале 1950-х гг. этот завод первым в нашей стране освоил серийный выпуск разработанных коллективом С.А. Лавочкина зенитных ракет для первенца зенитных ракетных войск ПВО страны — "Системы-25". Предполагалось, что подобно другим КБ, ранее созданным при серийных заводах и в конце 1950-х гг. перешедшим к самостоятельным разработкам, конструкторский коллективА. В. Потопалова сумеет создать ЗУР с требуемыми характеристиками. Как и в случае пусковой установки комплекса "Куб", проектирование пускового устройства боевой машины было поручено СКБ-203 Свердловского совнархоза во главе с А.И. Яскиным. На определении концепции построения ЗРК "Оса" определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК "Маулер". Все средства ЗРК — пусковая установка с 12 ракетами в контейнерах, аппаратура обнаружения целей и управления огнем, соответствующие антенные посты и энергоустановка размещались на шасси внедряемого в те годы в армию США гусеничного многоцелевого плавающего бронетранспортера (БТР) М113. Предполагалось, что общий вес ЗРК не превысит 11 т, что обеспечит авиатранспортабельность не только самолетами, но и вертолетами. Однако требования к элементам комплекса заложили с безмерным оптимизмом. Так, ракета, оснащенная полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, при массе всего 55 кг должна была иметь дальность 15 км и развивать скорость до 890 м/с. Выполнить эти требования оказалось возможным но только лишь спустя четверть века, опираясь на совершенно иную элементную базу. Характеристики комплекса "Маулер" постепенно ухудшались, а в июле 1965 г. разработка, уже стоившая 200 млн. долларов, была прекращена. Но в СССР решение подобной задачи было все-таки осуществлено, несмотря на то, что разработка нового ЗРК шла весьма драматично, сопровождаясь заменой как ее руководителей, так и организаций-разработчиков. Достигнутые в нашей стране в конце 1950-х гг. впечатляющие успехи в области создания (в основном — под руководством В.А. Грачева) колесных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси для ЗРК "Оса" одного из образцов плавающих бронетранспортеров, разрабатывавшихся для мо¬тострелковых частей несколькими КБ на конкурсной основе в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Уже в январе 1961 г. КБ завода ЗИЛ отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК "Оса", так как грузоподъемность разрабатываемого им шасси трехосного бронетранспортера ЗиЛ-153 (1,8 т) была явно недостаточной для размещения ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине не подошел и победитель конкурса бронетранспортеров — БТР-60П Горьков-ского автозавода. На протяжении нескольких последующих лет работы велись применительно к шасси колесного "объекта 1040", создаваемого на базе опытного четырехосного бронетранспортера "объект 1015", спроектированного конструкторами Кутаисского автомобильного завода Совнархоза Грузинской ССР в содружестве со специалистами московской Военной академии бронетанковых войск. В 1961 г. был выпущен аванпроект ЗРК "Оса", в котором были определены основные технические решения и характеристики ракеты и комплекса в целом. Уже на этой стадии выявились тревожные признаки расстыковки показателей основных элементов ракеты и комплекса, подготавливаемых различными организациями. Первоначально в комплексе предусматривалось использование наиболее передовых технических решений, в частности радиолокационных средств обнаружения и сопровождения целей с фазированными антенными решетками. Однако практическая реализация этих новшеств в массовом ЗРК в те годы была еще не реальна. Поэтому пришлось перейти к разработке нового варианта комплекса, которую взамен отстраненного Тарановского возглавил М.М. Косичкин. На первом этапе для ракеты (аналогично комплексу "Куб") была принята полуактивная радиолокационная ГСН. Она была объединена с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Масса этого важнейшего элемента бортового оборудования по отношению к заданной была превышена в полтора раза и достигла 27 кг Вообще, по мнению Заказчика — ГРАУ, применение такой ГСН было недостаточно обосновано в сравнении с также рассматривавшимся в аванпроекте вариантом радиокомандной системы в сочетании с инфракрасной ГСН Большая "воронка" мертвой зоны, достигающая в диаметре 14 км на высоте 5 км, делала для ЗРК недоступными самолеты, действующие на средних высотах с последующим пикированием на цель. Нереальными оказались и заложенные в проект ЗУР характеристики двигательной установки. Уже на ранней стадии конструкторы отказались от использования прямоточного двигателя — в относительно малогабаритной ракете он не обеспечивал преимуществ в сравнении с обычным твердотопливным двигателем. Однако технология тех лет не обеспечивала создание рецептур твердого топлива с нужной энергетикой. Вместо требуемого удельного импульса 250 кг.с/с применение топлива разра¬ботки НИ И-9 обеспечивало только 225-235 кг.с/с, а предложен¬ного ГИПХ — 235-240 кг.с/с. На боевой машине необходимо было разместить средства комплекса с общей массой 4,3-6 т, что существенно превышало грузоподъемность колесной машины класса БТР. В связи с неувязкой характеристик компонентов ракеты и комплекса по решению ВПК было выпущено дополнение к эскизному проекту. На этой стадии был осуществлен переход от полуактивного радиолокационного самонаведения к радиокомандному наведению. При этом величина максимальной дальности поражения составила 7,7 км вместо заданных 8-10 км. Требуемая верхняя граница зоны поражения обеспечивалась только для околозвуковых целей. Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъемность всего 3,5 т, для размещения на нем средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулеметного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Рассматривалось так¬же и колесное шасси Мытищинского завода ММЗ-560, но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы комплекса до 19 т. В 1962 г. был выпущен технический проект комплекса, но ра¬боты фактически еще не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем. В следующем году были изготовлены первые нештатные бросковые макеты ракет, однако не удалось подготовить ни одной экспериментальной ЗУР с двухрежимным двигателем для автономных испытаний. Из-за невыполнения заданного значения удельного импульса масса топливного заряда была превышена на 2 кг. Стартовая масса ракеты при боевой части массой 9,5 кг составила 70 кг вместо 60-65 кг. Не был поставлен заряд твердого топлива разработки НИИ-9 ГКОТ, плохо шла отработка заряда в ГИПХ. Для улучшения эксплуатационных свойств прорабатывалась замена воздушного шар-баллона на пороховой аккумулятор давления (ПАД). НИИ-20 и завод 368 изготовили только семь комплектов бортовой аппаратуры вместо 67, в заданный срок (III кв. 1962 г.) не был подготовлен опытной образец РЛС в НИИ-20. Кроме того, Кутаисский завод превысил вес шасси на 350 кг по сравнению с представленной в техпроекте величиной — 9 т. В результате не обеспечивалась транспортабельность комплекса самолетом Ан-12. Были сорваны сроки отработки двухрежимного РДТТ в КБ-2 завода №81. В двигателе предусматривалось использование комбинированного заряда массой 31,3 кг, изготавливаемого методом проходного прессования. Стартовый заряд был выполнен по телескопической схеме, маршевый - по простой одноканальной. НИИ-9 разработал рецептуру ТПКМ — смесь перхлората аммония и поливинилбутадиена. Удельный импульс ока¬зался на 17 кг.с/кг меньше заданного. В поисках выхода из сложившейся ситуации КБ завода №82 взялось за проектирование двигателя собственной конструкции на топливе разработки ГИПХ с массой заряда, изготавливаемого методом свободного литья, — 36 кг. Для этой более перспективной рецептуры удельный импульс должен был достичь заданного уровня. Хотя создание радиоэлектронных средств комплекса шло уже относительно успешно, отставала разработка наземного оборудования. В НИИ-20 еще не поставили шасси для монтажа аппаратуры и даже не укомплектовали его электроэнергетическим оборудованием. Таким образом, не только совместные, но и заводские летные испытания ЗУР 9МЗЗ в заданный срок не были начаты. К началу 1964 г. было проведено всего четыре пуска ракет с многофункциональным блоком системы управления МФБ-К в разомкнутом контуре, из которых только один завершился удачно. На завод № 82 было поставлено 11 этих блоков при плане 118 Решением ВПК от 8 января 1964 г. №11 наряду с вынесением предупреждения Потопалову. Косичкину и. заодно, разработчику корабельной «Осы-М» А.П. Малиевскому была организована комиссия по оказанию необходимой помощи во главе с начальником НИИ-2 ГКАТ В.А. Джапаридзе, включавшая также главно¬го конструктора ЗРК для Войск ПВО А.А. Расплетина и весьма авторитетного разработчика ракет для этих комплексов П.Д. Грушина. Исход деятельности комиссии для Потопалова и его коллектива оказался крайне неблагоприятным. Неудача КБ завода №82 была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления Принципиальная реализуемость в те годы ЗУР со стартовой массой 65 кг при заданных летно-тактических харак- теристиках ставилась под сомнение тем фактом, что даже самые легкие отечественные авиационные ракеты класса «воздух-воздух» весили не менее 83 кг При этом двигательные установки этих ракет обеспечивали значительно меньшие энергетические возможности по сравнению с требуемыми для зенитной ракеты. По результатам работы комиссии Джапаридзе было подго¬товлено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 г №750-341, предусматривающее освобождение завода №82 от работ по ракете 9МЗЗ с подключением взамен него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным и устанавливающее новый срок начала совме¬стных испытаний — II кв. 1965 г. Корректировались и требования к ракете. Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня — 110-115 кг Предпи¬сывалось обеспечить поражение целей с эффективной поверх¬ностью рассеяния и уязвимостью МиГ-19, летящих со скорос¬тью 500 м/с, на дальности 8-10 км при высоте полета от 50-100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях — на дальности до 10-13 км и высотах до 6-7 км. Главным конструктором комп¬лекса "Оса" взамен занявшего пост директора НИИ-20 Косичкина был назначен В.П. Шишов, опытный руководитель, в прошлом — сотрудник КБ А.А. Расплетина Технический облик и характеристики новых ракет и дорабо¬танных под их применение элементов комплекса должны были быть представлены в эскизном проекте, выпускаемом в 1964 г. Правительством был установлен новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания — II кв. 1967 г. Заводские испытания комплекса были начаты на Донгузском полигоне, с мая 1965 г. их перенесли на Эмбу. Уже в 1965 г. состоялись и автономные испытания грушинской ракеты для "Осы". В июле 1967 г. заводские испытания завершились, и комплекс был предъявлен на совместные испытания на Эмбенском полигоне (начальник полигона П.И. Иванов). Но уже в июле 1968 г. Государственная комиссия во главе с Т.А. Микитенко при¬остановила эти испытания, так как было выявлено несоответ¬ствие представленного ЗРК требованиям заказчика в части по¬казателей эффективности, надежности ракеты, величины ра¬ботного времени, высоты нижней границы зоны поражения. Неудалось устранить прогарания соплового блока Как показывал опыт создания других ЗРК, подобные недостатки в конечном счете устранялись доработкой, осуществляемой по результатам ис¬пытаний. Но комиссия усмотрела и недопустимый недостаток, кото¬рый нельзя было устранить без коренной перекомпоновки бое¬вой машины. При линейном расположении пусковой установки и антенного поста радиолокационных средств на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей позади машины и, что еще более важно, пусковая установка затеняла значительный сектор радиолокационного обзора впереди машины, снижала точность определения координат цели. Это было вполне оче¬видно еще на сугубо "бумажной" проектной стадии, но почему-то не вызвало в то время серьезной критики Заказчика. Кроме того, в движении не обеспечивалась требуемая точность пря¬мой стабилизации антенны поиска и косвенной стабилизации пусковой установки при стрельбе. Перетяжеленная боевая ма¬шина проявила неудовлетворительную плавучесть, не обеспе¬чивала авиатранспортабельность заданными типами самоле¬тов. При этом для облегчения с боевой машины сняли почти все бронирование, оставив защиту лишь на рабочих местах операторов. Распоряжением СМ СССР был установлен новый срок предъявления доработанного ЗРК на совместные испытания — II кв. 1970 г. Главным конструктором "Осы" был назначен науч¬ный руководитель НИЭМИ (бывшего НИИ-20) В.П. Ефремов, его первым заместителем и главным конструктором боевой маши¬ны — И.М. Дризе. По предложению В.П. Ефремова был пере¬смотрен технический облик комплекса и ряд требований к нему. В частности, было снято требование по стрельбе с ходу, хотя ЗРК по-прежнему должен был обеспечивать обнаружение воз¬душных целей в движении, на марше. Для повышения боевой эффективности предусматривалось вести залповую стрельбу двумя ЗУР по одной цели, для чего вводился второй канал сопро¬вождения ракеты с соответствующими антенными средствами. Разработчикам пришлось отказаться от дальнейшего ис¬пользования уже и так запредельно перегруженного шасси "объекта 1040", не обеспечивающего заданных показателей ско¬рости и запаса хода боевой машины. Еще в середине 1960-х гг. рассматривался, но был отвергнут гусеничный транспортер МТ-ЛБ. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (сокращенно — ВПК) разработку пла¬вающего корпусного колесного шасси 937 (позднее — 5937) для ЗРК "Оса" с использованием узлов и агрегатов от ЗиЛ-135ЛМ поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Ранее конструктивно раздельные антенный пост и пусковая ус¬тановка на новой боевой машине 9АЗЗБ были объединены в единое антенно-пусковое устройство (АПУ). Новое шасси позволило сделать более просторным аппа¬ратный отсек, разместить два электрогенератора (один работал от ходового двигателя, а второй — от специального газотурбин¬ного агрегата), оснастить боевую машину телевизионно-опти-ческим визиром, средствами ориентирования и другим допол¬нительным оборудованием. По сути дела, всего за полтора года был создан практически новый ЗРК! В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Д. Кириченко) успешно прошли заводские испыта¬ния ЗРК, а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. — совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М. Са¬вельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлени¬ем ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 г. Одновременно ЗРК "Оса-М" поступил на вооружение кораблей ВМФ. ЗРК "Оса" (9КЗЗ) состоял из боевой машины (БМ) 9АЗЗБ со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зе¬нитными управляемыми ракетами 9МЗЗ, транспортно-заря-жающей машины (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР, а также средств контроля и технического обслуживания, смонтиро¬ванных на автомобилях, включавших автоматизированную кон¬трольно-испытательную подвижную станцию 9В242 и маши¬ну техобслуживания 9В210. Боевая и транспортно-заряжающая машины размещались на трехосном шасси БАЗ-5937, снабженном водометом для дви¬жения на плаву, с мощным ходовым дизельным двигателем, сред¬ствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания Обеспечивалась авиатранспортабельность са¬молетом Ил-76 и перевозка по железной дороге в пределах га¬барита 02-Т с предварительной укладкой антенно-пускового ус¬тройства. Размещенная на боевой машине радиолокационная стан¬ция обнаружения целей представляла собой когерентно-им¬пульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяло производить поиск и обнаружение целей при движе¬нии комплекса, в том числе на плаву. РЛС осуществляла круго¬вой поиск вращением антенны со скоростью 33 об/мин, а по углу места — пререброской луча в одно из трех положений при каж¬дом обороте антенны. При импульсной мощности излучения 250 кВт, чувствительности приемника порядка 10~13Вт, ширине луча по азимуту 1 град., по углу места — от 4 град, в двух нижних положениях луча и до 19 град, в верхнем положении (общий сектор обзора по углу места составлял 27 град.), станция обна¬руживала истребитель на дальности 40 км при высоте полета 5000 м (27 км — на высоте 50 м). Станция была хорошо защище¬на от активных и пассивных помех, обладала эффективной сис¬темой селекции движущихся целей. Установленная на боевой машине РЛС сопровождения цели сантиметрового диапазона волн при импульсной мощнос¬ти излучения 200 кВт, чувствительности приемника 2x1013 Вт и ширине луча 1 град, обеспечивала захват цели на автосопро¬вождение на дальности 23 км при высоте полета 5000 м и 14 км при высоте полета 50 м Среднеквадратичное отклонение авто¬сопровождения цели составляло 0,3 д.у. по угловым координа¬там и 3 м по дальности. Станция имела систему селекции дви¬жущихся целей и различные средства защиты от активных по¬мех. При сильных активных помехах обеспечивалось сопро¬вождение с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения. При этом использовался метод наведения — "трехточка". В отличие от ЗРК "Круг", в системе радиокомандного наве¬дения комплекса «Оса» применялись два комплекта антенн ши¬рокого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции со¬провождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интерва¬лом (3-5 с). В дополнение к применяемым в ЗРК "Круг" методам наведения в комплексе "Оса" при стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50-100 м) использовался метод с отработкой "горки", обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позво¬ляло снизить ошибки выведения ракеты на цель, исключив сра¬батывание радиовзрывателя от земли. Оператор поиска подводил маркер на индикаторе к отметке цели и нажимал кнопку целеуказания. После этого осуществлял¬ся разворот антенно-пускового устройства в направлении цели Оператор угловых координат производил захват цели на авто¬сопровождение, после чего счетно-решающий прибор рассчи¬тывал возможность пуска. Ракета 9МЗЗ была выполнена по схеме "утка". Она не ста¬билизировалась по крену, в связи с чем в бортовой аппаратуре предусмотрели раскладчик команд. Для уменьшения влияния кренового момента "косой обдувки", создаваемого воздействи¬ем на крылья возмущенного рулями воздушного потока крылье¬вой блок был выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты. Основные блоки ракеты — аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и ра¬диовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзры¬ватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с пре¬дохранительно-исполнительным механизмом — располагались в носовой части ЗУР. В хвостовой части ракеты были располо¬жены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика. Масса ракеты составляла 126,34 кг, в том числе 15 кг — бое¬вая часть, радиус поражения которой по самолету F-4 оценивал¬ся в 5 м. Средняя скорость ЗУР достигала 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр — 208 мм, размах крыла — 650 мм. 9МЗЗ не нуждалась в предстартовой подготовке, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заря¬жения ПУ. Ракета поставлялась в войска в боеготовном виде и не требовала подстроечных и проверочных работ при эксплуата¬ции, кроме регламентных проверок, проводимых раз в год. По результатам испытаний государственной комиссии, ком¬плекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 0,2-5 км в диапазоне дальностей с 2,2 до 8,0 км (с умень¬шением максимальной дальности до 4-6 км для целей на малых высотах — 50-100 м). Для сверхзвуковых целей, летящих со ско¬ростью до 420 м/с, дальняя граница зоны поражения не превы¬шала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км. Рассчитанная по результатам моделирования и пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4C одной ракетой состав¬ляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м. Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движе¬ния комплекса по грунтовым дорогам днем до 36 км/ч, ночью — 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7-10 км/ч. Серийное производство боевой машины 9АЗЗБ было орга¬низовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, раке¬ты ЗУР 9МЗЗ — на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП. Опытный образец боевой машины изготовили на Свердлов¬ском заводе электроавтоматики. Первая серийная боевая машина 9АЗЗБ была поставлена ижевским заводом в конце сентяб¬ря 1970 г. и к концу года уже успела сбить мишень на Эмбе. В следующем году по плану предусматривался выпуск трех боевых машин, в 1972 г. — 15. В январе 1973 г. в Химках был сформиро¬ван первый полк трехбатарейного состава. В том же году этот полк участвовал в проведении стрельб на полигоне Эмба. За создание ЗРК "Оса" ряд разработчиков комплекса (A.M. Рожнов, В.В. Осипов, Л.Л. Лавров, Б.Д. Пупков и B.C. Котов) был удостоен Ленинской премии. Б.З. Белокриницкий и другие стали лауреатами Государственной премии СССР. Работы по модернизации комплекса с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (под шиф¬ром "Оса-А") в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были начаты в 1971 г. с директивным сроком окончания в 1974 г. Кроме того, Решением ВПК от 7 февраля 1973 г. №40 было поручено провести опытно-конструкторскую работу по варианту ЗРК "Оса-К" с увеличенным количеством ЗУР на боевой машине до шести при размещении ракет в транспортно-пусковых контей¬нерах. Перед стартом передняя и задняя крышки контейнеров открывались и подымались, вращаясь относительно осей креп¬ления. Разработка комплексов "Оса-А" и "Оса-К" была закончена в 1973 г. проведением заводских испытаний их опытных образ¬цов. Совместным решением ГРАУ, МРП, МАП и других министерств в октябре 1973 г. было предусмотрено переоборудование опытно¬го образца боевой машины 9АЗЗБМ комплекса "Оса-А" для раз¬мещения на ней нового пускового устройства с шестью ракетами 9МЗЗМ2 в транспортно-пусковых контейнерах. Совместные ис¬пытания переоборудованного опытного образца боевой машины 9АЗЗБМ2 в составе ЗРК 9КЗЗМ2 ("Оса-АК") и ЗУР 9МЗЗМ2 про¬водились на Эмбенском полигоне ГРАУ с сентября 1974 г. по фев¬раль 1975 г. (начальник полигона Б.И. Ващенко) под руководством комиссии во главе с В.А. Сухоцким. В 1975 г. усовершенствован¬ный комплекс был принят на вооружение. Комплекс "Оса-АК" по сравнению с ЗРК "Оса" имел расши¬ренную зону поражения. В боевой машине 9АЗЗБМ2 была изме¬нена структура счетно-решающего прибора, улучшены точност¬ные характеристики контура управления для обеспечения наве¬дения ракеты на скоростную (до 500 м/с вместо 420 м/с у "Осы") и энергично маневрирующую, с перегрузкой до 8 единиц вмес¬то 5 единиц, цель. Обеспечивалась возможность поражения на догонных курсах при скорости до 300 м/с. Были улучшены усло¬вия автосопровождения цели в пассивных помехах введением режима внешней когерентности в станцию сопровождения це¬лей Повысилась помехозащищенность комплекса в целом. Часть блоков выполнили на новой элементной базе с уменьшением их массы, габаритов, потребляемой мощности и повышением на¬дежности. В ракете был доработан радиовзрыватель путем введения в него двухканального приемника с автономной схемой анализа высоты в момент взведения, что обеспечило несрабатывание радиовзрывателя от земли на высоте до 27 м. В связи с разме¬щением в контейнере ЗУР была оснащена крылом с механизмом раскрытия после старта. В транспортном положении консоли складывались попарно навстречу друг другу. Увеличился с 1 года до 5 лет срок гарантийного контроля, повысилась радиационная стойкость ракеты. Боевая эффектив¬ность комплекса "Оса-АК" в зависимости от положения точек встречи ЗУР с целью в зоне поражения находилась в пределах от 0,50 до 0,85. Однако ЗРК "Оса-АК" не мог вести борьбу с вертолетами огневой поддержки — основным современным средством борьбы с танками. Устранение этого существенного недостатка было осуществлено при выполнении ОКР, начатой в ноябре 1975 г в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной бо¬евой машины 9АЗЗБМ2 с ЗУР 9МЗЗМ2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электро¬схемы, получив наименование 9МЗЗМЗ. Государственные ис¬пытания модернизированного варианта комплекса 9КЗЗМЗ ("Оса-АКМ") проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В.В. Зубарев) под руко¬водством комиссии во главе с А.П. Зубенко. В 1980 г. модерни¬зированный комплекс приняли на вооружение. В процессе отработки мишень — вертолет Ми-2 — закрепи¬ли на деревянной вышке высотой 10 м. Запустив двигатели, пи¬лоты спускались на землю. По результатам пусков были опреде¬лены оптимальные углы подхода ракеты к цели, уточнены алго¬ритмы коррекции момента подрыва. При зачетной стрельбе попали в мишень. При этом помимо вертолета-цел и сгорела и часть вышки. Также на вышках были поражены и четыре верто¬лета в ходе учений "Запад-81", что произвело должное впечат¬ление как на генералитет, так и на отечественных пилотов-верто¬летчиков, ранее уверенных в практической неуязвимости своих винтокрылых машин от зенитных ракет самоходных комплексов. В дальнейшем в качестве мишеней часто использовались вер¬толеты, установленные на земле. При испытаниях также велись стрельбы по малогабарит¬ным мишеням болгарского производства РУМ-2М. Это под¬твердило возможность эффективного применения ЗРК "Оса" для борьбы с ДПЛА. При стрельбе по вертолетам на высотах менее 25 м в комп¬лексе использовался специальный метод наведения ЗУР с полу¬автоматическим сопровождением цели по угловым координа¬там с помощью телевизионно-оптического визира. В боевой машине 9АЗЗБМЗ были реализованы следующие мероприятия: - улучшена разрешающая способность индикатора кругово¬го обзора станции обнаружения целей по дальности и азимуту за счет введения дополнительного масштаба; - путем доработки счетно-решающего прибора реализован метод наведения ЗУР со значительным угловым упреждением ракетой линии визирования цели в вертикальной плоскости, что снизило вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и уменьшило влияние на точность наведения флюктуации сиг¬налов по ракетному каналу; - увеличена плотность потока осколков в направлении цели за счет выдачи принудительной команды на подрыв БЧ при под¬лете ЗУР к цели; - обеспечена выдача на ракету команды для коррекции об¬ласти срабатывания радиовзрывателя в соответствии с облас¬тью разлета осколков БЧ при стрельбе вдогон. Ракета 9МЗЗМЗ отличалась от серийной ЗУР доработанным радиовзрывателем. Доработанный ЗРК по сравнению с серийным обладал спо¬собностью поражать на практически нулевой высоте зависаю¬щие (и летящие со скоростями до 80 м/с) вертолеты на дально¬стях от 2 до 6,5 км при курсовом параметре до 6 км. Находящиеся на земле вертолеты типа "Хью-Кобра" поражались с ве ...

rustem: ... роятно¬стью 0,07-0,12, летящие на высоте 10 м — 0,12-0,55, зависающие— 0,12-0,38. Уже в процессе серийного производства режим стрельбы по вертолетам был изменен. Уточнения, введенные в систему управления боевым снаряжением, позволили поднять вероят¬ность поражения одной ракетой вертолета типа "Хью-Кобра" до 0,24-0.76, при этом зона поражения вертолета по высоте была определена диапазоном от 0,01 до 2,5 км и по дальности от 2 до 6,5 км. Эти улучшенные показатели были зафиксированы в "Тех¬нических условиях...", по которым сдается ЗРК. Комплекс "Оса" и все его модификации находились на вооружении зенитного ракетного полка мотострелковых ди¬визий, который, как правило, состоял из пяти зенитных ракет¬ных батарей и командного пункта полка с батареей управле¬ния. Зенитная ракетная батарея состояла из четырех комп¬лексов (боевых машин) "Оса" и батарейного командирского пункта. Таким образом, полк ЗРК "Оса" насчитывал всего 20 боевых машин с 80 боеготовными ЗУР, а при оснащении ком¬плексами "Оса-АК" 120 ракетами. В составе батареи уп¬равления полка находились пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М) и РЛС обнаружения П-15 (П-19). Функционирование боевых средств комплекса обеспечива¬лось применением транспортно-заряжающих машин 9Т217, машин технического обслуживания 9В210, машин группового ЗИП 9Ф372, юстировочных машин 9В914, автоматизирован¬ных контрольно-испытательных проверочных станций 9В242, комплекса наземного оборудования 9Ф16. ЗРК "Оса" по внешнеэкономическим каналам поставлялся в армии стран-участниц Варшавского договора, а также Алжира, Анголы, Гвинеи-Бисау, Индии, Ирака. Вьетнама и других госу¬дарств Ближнего Востока, Африки и Азии В общей сложности комплекс состоял на вооружении 25 стран. До сих пор эксплуати¬руется около 400 боевых машин этого типа. В 1992 г. в ходе обвальной утилизации вооружений бывшей национальной народной армии ГДР дюжина комплексов "Оса" досталась Греции. Потомки древних эллинов высоко оценили это оружие. В результате произошло знаменательным событие — поставка в конце 1998 г. еще 18 комплексов "Оса" из России в Грецию, страну НАТО! Комплекс "Оса" стал первым отечественным всепогодным ЗРК с размещением всех средств на одной боевой машине. Зарубежные ЗРК аналогичного класса — "Тайгеркет", "Рапира", "Кроталь" по уров¬ню тактико-технических характеристик уступали "Осе". В ЗРК "Оса" при относительно небольшой даль¬ности удалось обеспечить высокое энергетичес¬кие отношение отраженных от цели сигнала к по¬мехам, что позволяло даже в условиях интенсив¬ных помех использовать для обнаружения и сопро¬вождения цели радиолокационные каналы, а при их подавлении — телевизионно-оптический визир. По уровню помехозащищенности ЗРК "Оса" пре¬восходил все войсковые зенитные комплексы первого поколения. Поэтому при применении ЗРК "Оса" в боевых действиях в южном Ливане в нача¬ле 1980-х гг. противником, наряду со средствами радиоэлектронного противодействия, широко использовались разнообразные тактические приемы, направленные на снижение боеспособности комплекса, в частности массовый пуск имитирующих боевые самолеты беспилотных летательных аппаратов с последующей атакой ударной авиации на позиции израсходовавших боекомплект ЗРК По сообщениям прессы, в ходе боевых действий в начале 1991 г иракскими ЗРК "Оса" были сбиты несколько американских крылатых ракет. В последнее время на базе ракет комплексов семейства «Оса» для применения на трассах протяженностью до 16 км разработан мишенный комплекс 9Ф691 "Саман" — имитатор воздушных целей 9Ф841 Возможен горизонтальный полет на дальность до 16 км на высоте 1 км а также отработка более сложных траекторий с выполнением "горки" до высоты 5 км. При полете с "горкой" высотой 3 км дальность достигает 25 км. Мишень, имитирующая цели с эффективной поверхностью рассеяния от 0,08 до 1,6 м2, может отрабатывать программные маневры с перегрузкой до 3-8 единиц. Пуск мише¬ней производится со штатной боевой машины 9АЗЗБМ2 При необходимости возможно использование принудительной самоликвидации на дальности до 11 км ФОТОГРАФИИ Источник: Техника и Вооружение, №7, 2003


полная версия страницы