Форум » БТТ » БМД - 1 » Ответить

БМД - 1

rustem: БРОНЯ "КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ" (БМД - 1) ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ Командующий ВДВ В.Ф. Маргелов делал все. чтобы ускорить ход работ по боевой машине. Так, когда для сборки опытных образцов «объекта 915» понадобились два боевых отдаления, Гавалов позвонил на ЧТЗ (где в это время выпускали БМП-1) и договорился о поставке готовых боевых отделений через месяц. Но в дело вмешался Маргелов, и уже через несколько дней десантники военно-транспортным самолетом доставили в Волгоград два боевых отделения из серийной партии ЧТЗ. Заводские, а затем и всесторонние полигонные и войсковые испытания «объекта 915» начались в 1967 г. Как и все образцы БТВТ, «объект 915» тщательно тестировался на полигоне в подмосковной Кубинке, по результатам испытаний продолжалась доводка машины. Благодаря высокой удельной мощности двигателя (32,5л.с./т), малому удельному давлению на грунт (0,5 кг/см-) и удачной конструкции ходовой части машина обладала исключительно высокой проходимостью на пересеченной местности. Сравнительно небольшое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи способствовало поворотливости машины. Кроме того, для управления от механика-водителя требовались относительно небольшие усилия на рычагах (рассказывают, что у молодых механиков-водителей из-за этот БМД часто заносило при движении по дороге на большой скорости - машина «слушалась» даже небольшого смещения рычагов). Машина уверенно преодолевала подъем в 32", вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Применение гидропневматической подвески значительно повысило точность стрельбы с ходу. Поэтому на сравнительных испытаниях с БМП-1 (несмотря на отсутствие механизма заряжания, в результате чего наводчик-оператор «объекта 915» вынужден был постоянно отрываться от прицела для заряжания орудия) точность стрельбы с ходу будущей БМД оказалась значительно выше. Да и на плаву «объект 915» благодаря применению водометов чувствовал себя значительно увереннее, чем пехотный собрат. За счет уменьшения клиренса скорость движения на воде составляла 10,5 км/ч, при этом не происходило заметного провисания нижней ветви гусеницы. Изменение клиренса способствовало упрощению процесса входа машины в воду и выхода из нее: в последнем случае машине заметно помогало и наличие водометных движителей. Председателем Государственной комиссии по принятию «объекта 915» на вооружение был командир 106-й вдд генерал-майор Ю.М. Потапов (танкист по образованию, в будущей начальник танковых войск и начальник Главного бронетанкового управления МО СССР). В 1967 г. машина проходила полигонные испытания в Тесницких лагерях под Тулой. 6-часовой безостановочный пробеге с экипажем и десантом «по-боевому» — с закрытыми люками и полной заправкой ГСМ — на полигоне в г. Чирчике (Узбекская ССР) показал полную работоспособность машины в экстремально жарких условиях. Машину проверяли и при экстремально низких температурах — в морозильной камере. Десантирование машины с помощью многоку-польной парашютной системы па платформе П-7 также прошло успешно. По результатам испытаний «объект 915» приняли на вооружение под обозначением БМД-1 постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 г. Серийное производство БМД развернулось на Волгоградском тракторном заводе. Параллельно с освоением серийного производства КБ ВгТЗ получило задание на создание на базе БМД командирской машины и гусеничного авиадесантного бронетранспортера. Обучение командиров машин, механиков-водителей и наводчиков оператором организовали в 44-й учебной воздушно-десантной дивизии. МОДИФИКАЦИИ Командирский вариант БМД-1К («объект 915К») поступил на вооружение в 1971 г., через два года после принятия на вооружение «линейной» машины. Он предназначен для обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями. В отличие от БМД-1 на командирской машине дополнительно установлены вторая радиостанция Р-123М, антенный фильтр, позволяющий работать двум радиостанциям на одну антенну, второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124, бензоэлектрический агрегат ЛБ-0,5-П/30, курсоуказатель ГПК-59, отопитель калориферного типа и вентилятор среднего отделения, прибор радиационной и химической разведки ПРХР ГО-27 (вместо гаммадатчика ГД-1М) и два съемных столика. Для улучшения условий работы командира с машины снята левая курсовая пулеметная установка, а боекомплект к пулеметам ПКТ уменьшен до 3250 патронов. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата (по-походному) демонтировано среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика. Установленное на командирской машине дополнительное оборудование обеспечивает: -оперативную связь с вышестоящим командиром без нарушения связи по второму каналу (вниз); - автономное питание (энергообеспечение) средств связи машины на стоянке при неработающем двигателе машины; - вождение машины по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования; - обогрев обитаемых отделений машины при эксплуатации в условиях низких температур; - автоматическое включение по командам от прибора ПРХР средств коллективной защиты экипажа машины от оружия массового поражения. В 1974 г. на вооружение принимается новый 73-мм выстрел с осколочной гранатой ОГ- 15В. Выстрелы укладываются равномерно в конвейер механизированной укладки: через три выс- трела ПГ- 15В укладываются два выстрела ОГ-15В, в связи с чем вместо прицела 1ПН22М1 на машине устанавливается прицел 1ПН22М2 с нарезкой шкал для стрельбы осколочной гранатой. С введением выстрела связано и еще одно изменение в конструкции: проведенные после его введения копровые испытания БМД-1 выявили, что при стандартной максимальной перегрузке в 20g обрывались подвесная часть боевого отделения (созданное для БМП-1, оно изначально не рассчитывалось на такие ударные перегрузки). Специалисты ВгТЗ разработали меры по усилению конструкции боевого отделения, доработку машин провели в войсках. С 1975 г. литые алюминиевые опорные катки были заменены на штампованные. В 1977 г. в состав комплекса вооружения БМД-1 был введен комплекс управляемого вооружения 9К111. После проведенной модернизации машины под марками БМД-1П и БМД-1ПК выпускались до 1985 г. При этом все боевые машины десанта, изготовленные ранее, в ходе капитального ремонта доводились до уровня БМД-1 П. Комплекс 9К111 предназначен для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростью до 60 км/ч, неподвижных целей типа ДОС (долговременных огневых сооружений), а также зависших вертолетов при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м. Комплекс состоит из пусковой установки 9П135М и противотанковых управляемых ракет типа 9М111М (9М111-2) «Фагот» и 9М113 «Конкурс». В боекомплект БМД-1П входят две ракеты 9М113 и одна 9М111М (9М111-2). Из-за установки комплекса 9К111 боекомплект курсовых пулеметов был сокращен до 1500 патронов в шести коробках. В походном положении пусковая установка 9П135М без треноги расположена под сиденьем наводчика-оператора. Тренога закреплена на крыше среднего отделения справа от башни. В боевом положении ПУ 9П135М без треноги устанавливается на специальном кронштейне справа от люка наводчика-оператора. В случае необходимости ПУ 9П135М может быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД. Боекомплект БМД-1ПК составляют одна ракета 9М111М (9М111-2] и одна 9М113, размещающиеся в укладках башни, и 1250 патронов к курсовому пулемету, вторая 9М113 находится в укладке левого борта. В 1979 г. часть боевых машин БМД-1П оборудовали системой пуска 82-мм дымовых гранат 902В «Туча», позволяющей быстро поставить дымовую завесу на удалении до 200 300 м от машины. Правда, машины, модернизированные до уровня БМД-1П на заводах капитального ремонта, системой «Туча» не оснащались, в основном их получали новые машины. С 1980 г. аккумуляторные батареи 12СТ-70М были заменены на 12СТ-85Р. БМД-1П и БМД-1ПК, выпущенные в 1984 г., вместо ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 получили новые полупроводниковые УКВ-радиостанции Р-173 «Абзац-Р» с частотной модуляцией, 10 заданными заранее подготовленными частотами и дальностью связи с 3-метровой штыревой антенной до 20 км, приемники Р-173П «Абзац-П», а также новое танковое переговорное устройство ТПУ Р-174. На части машин в ходе капитального ремонта ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124. В 1984 г. в серию пошла боевая машина десанта БМД-2, унифицированная по шасси с БМД-1 П и имеющая новую башенную установку вооруженную 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренной с пулеметом ПКТ, и противотанковым ракетным комплексом 9К111. Боевое отделение по габаритам и присоединительным размерам полностью взаимозаменяемо с боевым отделением БМД-1. Его установка на машину, не требующая значительных временных, финансовых и технических затрат, возможна даже в войсковых ремонтных мастерских. Па Украине планируется модернизация вооружения боевых машин десанта БМД-1 и БМД-1П путем установки на них унифицированного боевого модуля КБА-105 «Шквал». В состав «Шквала» входят 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1 (2А72), 7,62-мм пулемет КТ-7.62 (ПКТ), ПТРК9К111 (его планируется заменить на ПТРК «Булава» украинского производства), 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» и система 902В «Туча». Система управления огнем модуля состоит из двухплоскостного электромеханического гироскопического стабилизатора вооружения СВУ-500 «Карусель» и оптико-телевизионной системы наблюдения и прицеливания ОТП-20 «Циклоп-1» украинской разработки. В качестве резервного оптического прицела применяется перископический зенитный прицел ПЗУ-8. Управление полетом ПТУР осуществляется с помощью прибора 9Ш119М1, входящей в состав наземной аппаратуры управления 9С451M. Боевая машина пехоты БМД-1 стала базой для создания целого семейства машин различного назначения. С использованием узлов и агрегатов БМД-1 в периоде 1969 по 1984 г. были разработаны и запущены в серийное производство бронетранспортер БТР-Д, машина управления артиллерией 1В119 бронированная ромонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д. самоходное орудие 2С9 «Нона-С» и ряд других изделий (всего 15 модификаций). За границу БМД-1, в отличие от БМП, поставляли ограниченно (в Анголу и Мрак). ВООРУЖЕНИЕ БМД - 1 Гладкоствольное полуавтоматическое 73-мм орудие 2А28 «Гром» разработано под руководством В.И. Силина в ЦКИБ СОО (г. Тула) для БМП-1 и впоследствии установлено на БМД-1. 2А28 предназначено для борьбы с танками и другими бронированными объектами, а также для подавления живой силы и огневых средств в легких укрытиях. Ствол-моноблок соединен с казенником резьбой, запирается вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой копирного типа и закрывающим механизмом с пружиной. Вокруг ствола концентрически расположены противооткатные устройства — гидрооткатник с пружиной. Орудие установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники. Meханизм вертикального наведения секторный, с электрическим или ручным приводом. Длина отката орудия —до 150 мм. Орудие не стабилизировано. Выстрел производится подачей тока через электроконтактный боек на электрокапсюль выстрела. Предохранение от выстрела при не полностью закрытом затворе обеспечивается размыканием контактов на клине затвора и казеннике орудия. Изначально к орудию был принят активно-реактивный выстрел ПГ-15В с кумулятивной противотанковой гранатой, разработанный под руководством П.П. Топчана в ГСКБ-47 (ныне ГНПП «Базальт») на основе выстрела к 73-мм станковому гранатомету СПГ-9- Бронепробиваемость 73-мм кумулятивной гранаты — до 300 мм. после модернизации — 400 мм. Активно-реактивный принцип позволил значительно снизить отдачу орудия и установить его на легкую боевую машину. Выстрел — унитарно-разъемный, т.е. реактивная граната перед стрельбой соединяется с метательным зарядом байонетным соединением. Граната стабилизируется раскрывающимся в полете шестилопастным оперением. Механизм заряжания включает конвейер, содержащий 40 вертикально установленных выстрелов и последовательно выводящий их на линию выдачи. В 1974 г. для повышения возможностей борьбы с живой силой противника в боекомплект включили также осколочные выстрелы ОГ-15В. Поскольку осколочные выстрелы ОГ-15В и ОГ-15ВМ заряжаются только вручную, автоматический механизм подачи выстрелов исключили. Транспортер доставляет выстрел в точку заряжания, а его извлечение из гнезда и досылку в казенник наводчик производит вручную. Техническая скорострельность орудия 8— 10 выстр./мин, прицельная дальность стрельбы выстрелом ПГ-15В составляет 1300 м, дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м — 765 м, максимальная дальность стрельбы выстрелом ОГ-15В — 4400 м. 7,62-мм танковый пулемет ПКТ (6П7) создан на основе пулемета Калашникова ПК с газовым двигателем автоматики, запиранием поворотом затвора. ПКТ отличается гладким тяжелым стволом, конструкцией газового регулятора(действует по принципу изменения сечения газоотвода, а не сброса газов, чтобы не увеличивать загазованность обитаемого объема), электроспуском, отсутствием собственных прицельных приспособлений, пистолетной рукоятки и приклада, изменениями внешних деталей ствольной коробки. Темп стрельбы составляет 600—800 выстр./мин, боевая скорострельность — до 250 выстр./мин. Питание пулемета осуществляется из звеньевой металлической ленты на 100 или 200 патронов. Важная особенность ПКТ — возможность неполной разборки и устранения задержек без снятия пулемета с установки. В 1969 г. вслед за модернизированным пулеметом ПКМ появился танковый ПКТМ (6П7М), отличающийся массой системы. Комплекс управляемого вооружения БМД-1 составляют ПТУР 9М14М, разработанная в 1963 г. КБ машиностроения (г. Коломна) под руководством СП. Непобедимого, и пусковая установка, включающая пусковой кронштейн, направляющую, а также аппаратуру управления 9С428. Ракета 9М14 состоит из кумулятивной боевой части, двигательной установки, крыльевого отсека, трассера, аппаратурного блока и узлов донной части. Двигательная установка включает маршевую и стартовую камеру с пороховыми зарядами. Стартовая камера размещается вокруг маршевой и имеет четыре сопла, отклоненных от продольной оси снаряда и развернутых относительно продольной плоскости, маршевая — два сопла в донной части. Аппаратурный блок включает электрическую рулевую машинку, трехстепенной гироскоп, распределитель, катушку (вьюшку) проводной линии связи. На корпусе положении имеют размах 393 мм. в транспортном складываются, и поперечные габариты ПТУР не превышают 185x185 мм. Максимальная дальность стрельбы ПТУР 3000 м, минимальная — 500 м, масса ПТУР — 10,9 кг, время полета на максимальную дальность — 26 с, бронепробиваемость кумулятивной боевой части — до 400 мм по нормали и 200 мм под углом 60°. Модернизированный вариант ракеты 9М14М был оснащен более совершенной боевой частью, контакты взрывателя перенесли с боевой части на двигатель. Модификация ракеты 9М14МП1Н имеет бронепробиваемость 520 мм по нормали. Оператор управляет ПТУР в полете с помощью рукоятки пульта управления. ФОТОГРАФИИ ИСТОЧНИК: Журнал Техника и вооружение, №9, 2006

Ответов - 0



полная версия страницы