Форум » БТТ » ЗРК "ТОР" » Ответить

ЗРК "ТОР"

rustem: Дивизионный самоходный зенитный ракетный комплекс "ТОР" В течение десятилетия, охватившего период разработки комплекса "Оса", изменились как задачи, стоящие перед войсковыми ЗРК, так и возможности их решения. Помимо традиционной борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить перехват и авиационных высокоточных средств поражения — ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа "Уоллай", а также крылатых ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств. В частности, применение ЗРК против авиационных средств поражения требовало повышения энергетического потенциала радиолокационных станций, обеспечения минимального времени реакции комплекса. Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность требований по обеспечению возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси. В 1972 г. была проведена НИР по определению путей создания унифицированных ЗРК для Сухопутных войск, Войск ПВО страны, Воздушно-десантных войск и кораблей флота Рассматривались варианты ракет с самонаведением и с командным наведением, оценивалось внедрение фазированных антенных решеток в системы сопровождения цели. По результатам НИР были подготовлены соответствующие предложения в правительственные органы. Опытно-конструкторская работа по созданию ЗРК "Top" (9K330) началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК "Оса", и продолжалась до 1983 г. Как и при одновременном создании ЗРК "Оса" и "Оса-М", в параллель с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу "Кинжал". Разработка ЗРК "Кинжал" была поручена НПО "Альтаир". Головным разработчиком ЗРК "Тор" был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК — И.М. Дризе. Ракету 9М330 для комплекса "Тор" проектировало МКБ "Факел" МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе с П Д. Грушиным. В разработке боевых машин и ЗУР, средств технического обеспечения и обслуживания принимали участие и другие организации промышленности. На ранней стадии ОКР пришлось отказаться от применения самонаведения. Рассматривался и вариант с наклонным стартом ракеты, но в этой схеме боевой машины струя мощного двигателя новой ЗУР оказывала неприемлимое воздействие на антенну, а классическое размещение большого боекомплекта на пусковом устройстве с наклонным стартом требовало слишком большой энергетики приводных систем. В.П. Ефремов предложил вертикальный пуск, что было вначале встречено довольно скептически, так как соответствующая компоновка боевой машины накладывала жесткое ограничение на длину ракеты — не более 3 м. Отработанная при создании зенитных ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет создавала определенные предпосылки для реализации аналогичного технического решения в ЗРК "Тор". Вертикальное размещение восьми ЗУР по оси башни боевой машины, защищало их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб. При этом пусковое устройство оказалось впятеро легче ракет, в то время как в комплексе "Роланд" оно весит столько же, сколько ракеты. Боевая машина 9А330 имела в своем составе станции обнаружения целей (СОЦ) и наведения (СН), специальную ЭВМ, пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, а также аппаратуру различных систем (стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания с применением газотурбинного электрогенератора). Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-355 разработки Минского тракторного завода, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматичекая подвеска, изменяющийся клиренс шасси обеспечивали боевой машине высокую маневренность и повышенную проходимость по сложной местности. Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляла 32 т. Станция обнаружения целей комплектовалась системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны. Станция являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4 град, по углу места и 1,5 град, по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32 град. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ. Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т.д.). При работе в сильных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного "скалывания" отметки. Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5-2 град, по азимуту, 4 град, по углу места и 100 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности. При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2-3 дБ, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолета типа F-15, летящего на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25-27 км с вероятностью не менее 0,8, а беспилотных средств воздушного нападения — на дальностях 15 км с вероятностью не менее 0,7. Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6-7 км с вероятностью 0,4-0,7, зависавшие в воздухе — в 13-20 км с вероятностью 0,6-0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м — в 12 км с вероятностью не менее 0,6. Коэффициент подавления отсаженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемной системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговых каналах — 40 дБ. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своими ЗУР. Станция наведения с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой, формировавшей луч шириной 1 град по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция осуществляла автоматический практически мгновенный допоиск цели в секторе 3 град, по азимуту и 7 град, по углу места, при приеме целеуказания от станции обнаружения целей, автосопровождение одной цели по четырем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4 с) и их наведение. Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через фазированную антенную решетку. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждому объекту составляла 40 Гц. Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 град, по азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Средне-квадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, а по дальности — не более 2,5 м. При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительности приемника 4x1013 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км, с вероятностью 0,5 и 20 км — с вероятностью 0,8. Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пус-ковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси Твердотопливная ракета 9М330 выполнена по схеме "утка" и оснащена газоструйной системой склонения. В соответствии с описанием, приведенном в учебнике "Проектирование зенитных управляемых ракет" под редакцией И.С. Голубеева и В Г. Светлова М., МАИ, 1999 г., ракета состоит из пяти отсеков Первый отсек представляет собой радиопрозрачный обтекатель. Второй отсек состоит из двух свариваемых частей. На переднем торце отсека закреплен передатчик радиовзрывателя, антенна которого расположена под обтекателем. В передней части отсека на единой плате смонтированы рули, блок из четырех рулевых машин с системой газораспределения для их питания горячим газом Плата приварена к переднему торцу рулевого шпангоута, на заднем торце которого устанавливается блок источников горячего газа, состоящий из гагогенератора и газоструйной системы склонения. Третий отсек служит для размещения бортовой аппаратуры — автопилота, приемника радиовзывателя, блока радиоуправления, источника электропитания. Бортовая аппаратура механически связана в моноблок, закрепленный на обечайке отсека. Справа и слева по бортам отсека расположены приемные антенны радиовзрывателя, сверху и снизу — приемно-передающие антенны блока радиоуправления и радиовизирования. За моноблоком находится осколочно-фугасная боевая часть, в передней нише которой установлен предохранительно-исполнительный механизм. Четвертый отсек — однокамерный односопловой двухрежимный твердотопливный двигатель. Стартовая тяга примерно вчетверо превышает тягу на маршевом участке. Пятый отсек представляет собой крыльевой блок. Консоли крыльев закреплены на подшипнике, что снижает возмущения от косой обдувки. В ракете применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами и фиксируются в полетном положении. В транспортном положении левые и правые консоли складываются навстречу друг другу- Пороховое катапультирующее устройство находится снаружи корпуса ракеты. Загрузка ракет в боевую машину осуществляется с помощью транспорт-но-заряжающей машины комплекса. При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводились перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществляется до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного на основании аэродинамического руля. Газореактивная система пропорционального регулирования обеспечивает управление ракетой по трем каналам. Применение «скользящего уплотнения» по сравнению с обычными клапанами создает более благоприятные условия работы подвижных газораспределителей под воздействием горячих газов, хотя и связано с утечками продуктов сгорания, которые при времени работы 1-2 с не превышают 5-8%. Суммарное управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля, достигая максимума при отклонении руля на 10 град. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении кинематической траектории. Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16-21 м от среза пускового устройства (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50 град.). Таким образом, весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинается набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляет 700-850 м/с. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц, поражая цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров цели (от 3-4 до 20-30 м) и параметров ее движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального их накрытия осколками боевой части широкого диапазона целей на больших высотах со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки времени подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости и ракурса сближения ракеты с целью. В результате обеспечивается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район системы управления, боевой части. На малых высотах осуществляется селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиоврывателя только от цели. Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (в том числе БЧ — 14,8 кг), длина ЗУР — 2898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. Для отработки системы старта ракеты был построен специальный стенд. Опытное антенно-пусковое устройство проходило отработку на выносном лафете. Часть аппаратуры, рабочие места операторов, ряд других систем разместили в расположенном поблизости защищенном сооружении. Это повысило безопасность проведения испытаний, включавших в себя отработку вертикального пуска ракеты с еще не включенным двигателем. Совместные испытания ЗРК "Тор" проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко) под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение. Частично унифицированный с ЗРК "Тор" комплекс "Кинжал" с единой ЗУР 9М330 поступил на вооружение кораблей спустя еще три года. Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 — на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси — на Минском тракторном заводе МСХМ. Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 300 м/с, на высотах от 0,01 до 6 км в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости малоразмерной (с эффективной поверхности рассеяния от 0,1 м2) цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до интервала от 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км. Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,44-0,77, вертолетов — 0,50-0,88, ДПЛА — 0,85-0,955. Время реакции комплекса равнялось 8-12 с, перевода в боеготовное и походное положения — 3 мин. Заряжание боевой машины с помощью ТЗМ занимало не более 18 мин. Организационно ЗРК "Тор" сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания. Таким образом, в полку ЗРК "Тор" насчитывалось 16 боевых машин со 128 боеготовными ракетами. Еще 192 ракеты боекомплекта полка размещались на транспортно-заряжающих и транспортных машинах. В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка — ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или "Каста-2-2" из состава радиолокационной роты полка. Основным видом боевой работы ЗРК "Тор" была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитного ракетного полка . Первый полк ЗРК "Тор" был сформирован в конце 1980-х гг. Одновременно с принятием на вооружение ЗРК "Тор" начались работы по его модернизации. В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК, получившего индекс "Тор-М1" (9К331), принимали участие: - Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") — головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П. Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) — заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 — И.М. Дризе; - Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП — по конструктивной доработке боевой машины; - Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП — по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н. Жарый); - Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущее предприятие НПО "Агат") — по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» (9С737) — главный конструктор А.В. Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации. В результате модернизации в ЗРК был введен второй целевой канал, в ракете применена боевая часть с осколками БЧ из материала высокой плотности, реализовано размещение ЗУР в транспортно-пусковом контейнере, увеличились зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для управления боевыми машинами в составе батареи, улучшены показатели электромагнитной совместимости. В состав боевых средств ЗРК "Тор-М 1" входили: - боевая машина 9А331; - ракетный модуль 9М334 с четырьмя ЗУР 9М331 (два модуля в боевой машине); - батарейный командирский пункт 9С737 В состав средств технического обеспечения и обслуживания этого ЗРК входили те же средства, которые использовались в ЗРК "Тор", с доработкой транспортно-заряжающей машины 9Т231 и транспортной машины 9Т245 в связи с использованием в ЗРК "Тор-М 1" ракетных модулей 9М334. В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330): - использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль; - в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищенность станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, внедрена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок; - в станции наведения использован новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире применен автомат сопровождения цели по углу места для повышения точности ее сопровождения, введены улучшенный индикатор команд/,ja и аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных). Впервые в практике создания ЗРК применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 для ЗУР9М331 (9М330) с корпусом из алюминиевых сплавов, который в совокупности с этими ЗУР составил ракетный модуль 9М334. Масса модуля с четырьмя ЗУР с катапультами и ТПК составила 936 кг. Корпус ТПК был разделен диафрагмами на четыре полости. Под снимаемой перед загрузкой в боевую машину передней крышкой были размещены четыре пенопластовые защитные крышки, герметизировавшие каждую полость ТПК и разрушавшиеся ракетой при ее старте. В нижней части корпуса ТПК были установлены механизмы электроразъемов для соединения электрических цепей ЗУР и ТПК С электрическими цепями боевой машины ТПК соединялся через бортовые электроразъемы. Рядом с крышками этих разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров ЗУР при их установке на боевую машину. Для транспортировки и хранения ракетные модули собирались с помощью балок в пакеты - - до шести модулей в пакете. Транспортная машина батареи 9Т244 способна перевозить два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина — два пакета из двух модулей. Ракета 9М331 была полностью взаимозаменяема с ракетой 9М330 и могла использоваться в ЗРК "TОР". "Тор-М 1" и в корабельном ЗРК "Кинжал" Значительным отличием ЗРК ТОР-М1 от комплекса "ТОР" являлось наличие в составе его боевых средств унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир", предназначенного, в маетности, для автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК в составе зенитного ракетного полка, вооруженного этим комплексом, и состоявшего из командного пункта (пункта боевого управления), четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевых машины 9А331 и унифицированному батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания Основное предназначение унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" применительно к ЗРК "Тор-М 1"— управление автономными боевыми действиями зенитных ракетных батарей (с постановкой и контролем выполнения боевых задач боевым машинам, целераспределением между ними, выдачей им целеуказаний). Централизованное управление должно было осуществляться через унифицированный батарейный командирский пункт батареями полка "Тор-М1" с командного пункта полка, на котором предполагалось использовать командно-штабную машину МП22-Р и специальную машину МП25-Р, разработанные в составе АСУВ фронта. В свою очередь с КП полка должен был сопрягаться вышестоящий командный пункт — пункт управления начальника ПВО дивизии, также имевший в своем составе указанные машины. С этим КП сопрягались РЛС обнаружения "Купол" или "Каста-2-2". На индикаторе унифицированного батарейного командирского пункта 9С737 могло отображаться до 24 целей по данным от вышестоящего командного пункта (КП полка или ПУ начальника ПВО дивизии) и до 16 целей по данным боевых машин своей батареи. Отображалось также не менее 15 наземных объектов, с которыми пункт вел обмен информацией Темп обмена информацией составлял 1 с с вероятностью доведения ее, команд и донесений не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного командирского пункта в полуавтоматическом режиме по одной цели составляло не более 5 с. На пункте обеспечивалась возможность работы с неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки и топографической картой. Информация, принимавшаяся от боевых машин и других источников, отображалась на индикаторе в масштабе от 12 до 100 км в виде точек с формулярами целей, в состав которых входили признак государственной принадлежности цели и ее номер. Кроме того, на экране индикатора высвечивались положения реперной точки, вышестоящего КП, РЛС и зоны поражения боевых машин. Унифицированный батарейный командирский пункт осуществлял целераспределение между боевыми машинами, выдачу им целеуказании и при необходимости — команд запрета стрельбы. Время развертывания и подготовки его к боевой работе составляло не более 6 мин. Вся аппаратура (с источником питания) размещалась на шасси гусеничного легкого бронированного плавающего многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Расчет пункта — 4 человека. Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 г. По сравнению с ЗРК "Тор" вероятность поражения одной ЗУР при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM была увеличена до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM — до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 — до 0,45-0,80 и по вертолетам типа "Кобра" — до 0,62-0,75. Зона поражения ЗРК "Тор-М1" при стрельбе одновременно по двум целям оставалась практически такая же, как у комплекса "Тор" по одной цели. Время реакции комплекса "Тор-М1" составляло 4,7-8 с при стрельбе с места; с 6 до 10 с — при стрельбе с короткой остановки после движения. Время заряжания боевой машины 9А331 двумя ракетными модулями с использованием транспортно-заряжающей машины 9Т244 составляло 25 мин, что несколько превышало время раздельного заряжания 9А330 боекомплектом из восьми ЗУР. Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства (четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и аппаратура для унифицированного батарейного командного пункта 9С737) производились, соответственно, в ПО "Кировский машиностроительный завод им. XX партсъезда" МАП и на Пензенском радиозаводе МРП. Не имеющие аналогов в мире ЗРК "Тор" и "Тор-М1", способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях и на выставках современного оружия в ряде стран мира. В частности, в 1993 г. при проведении выставки в Абу-Даби в исключительно сложных климатических условиях были поражены все восемь летящих мишеней — реактивных снарядов систем залпового огня МД-20, запущенных на дальность 17 км в заранее неизвестные моменты времени. Примечательно, что присутствующие на данной выставке французские разработчики ЗРК "Кроталь" и американцы, представлявшие комплекс ADATS, отказались от проведения стрельб в подобных условиях. Убедительным свидетельством преимуществ комплексов "Тор" стала их поставка в Грецию по результатам выигранного в 1998 г. тендера. По данным справочника Jane's, из первой поставленной партии (21 комплекс) шесть размещены на Кипре. Эффективность поставленных комплексов подтверждена стрельбами, выполненными батареей "Тор-М1" в 2000 г. на Крите на предельную дальность 12 км. Помимо Греции, по данным справочника Jane's, 15 ЗРК семейства "Тор" получил Китай, которым заказано еще 20 комплексов. Среди стран, приобретающих эти ЗРК, там же указывается и Индия. Комплексы семейства "Тор" продолжают совершенствоваться. В частности, проведена работа по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в подмосковных Мытищах ПО "Метровагонмаш" ГМ-5955. Проводятся также работы по вариантам комплекса с размещением основных элементов на колесных базах — в самоходном варианте на автомобильных шасси и в перевозимом, на прицепах. В последнем варианте ("Тор-М1Т") взамен боевой машины вводится аппаратная кабина на шасси автомобиля "Урал-5323" и прицеп с антенно-пусковым постом. При этом время развертывания увеличивается с 3 до 8 мин, свертывания — с 2 до 12 мин. Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса "Тор-М1ТС" Дальнейшая, более глубокая модернизация, проработанная в 1990-х гг., предусматривает значительное повышение тактико-технических характеристик этого комплекса. Источник: Техника и вооружение, №7, 2003

Ответов - 1

rustem: "Неотразимый "ТОР" Появление на свет ЗРС «Тор», по-настоящему революционной боевой машины, не могло бы состояться без участия специалистов Ижевского электромеханического завода «Купол» (ОАО ИЭМЗ «Купол»), Это предприятие уже более 40 лет производит электронное оборудование и военную технику, в том числе - средства ПВО. «Купол» выпускал счетно-решающие приборы станций наведения ракет (СНР) ЗРК «Круг», радиоэлектронную аппаратуру комплекса «Куб», боевые машины (БМ) в целом. Всемирно известный ЗРК «Оса» строился здесь в течение 20 с лишним лет. В настоящее время ИЭМЗ «Купол» является одним из немногих производителей, предоставляющих покупателям полный набор сервисного обслуживания своей продукции. Высокое качество производимой «Куполом» техники подтверждается большим спросом в мире на БМ ЗРК «Оса» различных модификаций и ЗРС «Тор». Новейшая система уже состоит на вооружении в ряде иностранных государств, в том числе — в Греции. Примечательно, что решение о закупке российских ЗРС было принято греческим правительством по результатам тендера, в котором участвовали многие известные фирмы — поставщики средств ПВО. Появление нового поколения высокоточного оружия (ВТО) — одна из основных тенденций современного этапа развития вооружений. В числе таких средств поражения — ракеты (крылатые, баллистические, противорадиолокационные и другие), управляемые авиационные бомбы (УАБ типа «Пейвуэй» и «Уоллай»), дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), а также современные скоростные высокоманевренные самолеты — носители ВТО, действующие на малых высотах. Адекватным ответом стали высокоточные зенитные средства, способные уничтожать такие цели. При разработке ЗРС особое внимание уделяется автоматизации процессов боевой работы, применению новых средств разведки воздушных целей, поражению целей в минимально короткие сроки. В современных условиях важнейшими требованиями к средствам ПВО малой дальности являются: обеспечение непрерывности прикрытия войск во всех видах боя и на марше, малое время подготовки к стрельбе, высокая огневая производительность, значительный боезапас. Эти требования стали причиной использования в ЗРС нового поколения, пришедшей на смену ЗРК «Оса», гусеничного шасси повышенной проходимости. Проектирование ЗРС «Тор» под шифром 9К330 было начато согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4.02.1975 г. По техническому заданию, ЗРС «Тор» как средство ПВО малой дальности предназначалась для борьбы с различными типами высокоскоростных маневрирующих воздушных целей, в том числе и ВТО, действующих на предельно малых, малых и средних высотах. Головным разработчиком системы в целом определен НИЭМИ МРП, главным конструктором - В.П. Ефремов. Главным конструктором БМ 9А330 стал И.М. Дризе. Ракету 9М330 делало МКБ «Факел» во главе П.Д. Грушиным. Боевая машина ЗРС «Тор» оснащена комплексом радиоэлектронного оборудования в составе двух радиолокационных станций (РЛС) — кругового обзора с системой опознавания государственной принадлежности и сопровождения целей; оптико-электронной системы обнаружения и сопровождения целей на дальности до 20 км; быстродействующей бортовой вычислительной системы для автоматической оценки степени угрозы, выбора приоритетных целей для обстрела. Мощное радиоэлектронное оборудование и высокая степень автоматизации обеспечивают автономную боевую работу БМ в режиме «робот». Все средства и системы БМ размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-355, разработанном Минским тракторным заводом, которое унифицировано с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса БМ с ЗУР и боевым расчетом из четырех человек не превышает 32 т. Твердотопливная зенитная управляемая ракета (ЗУР) вертикального пуска создана по аэродинамической схеме «утка», размещается непосредственно в ракетном отсеке БМ (по четыре ЗУР с каждой стороны башни вдоль ее продольной оси) и стартует непосредственно из него. Это обеспечило защиту боекомплекта ЗУР от воздействия неблагоприятных погодных условий и поражения осколками снарядов и бомб. Вертикальный старт ракет осуществляется пороховой катапультой с последующим склонением ракеты в направлении цели газодинамической системой, совмещенной с ее аэродинамическими рулями. Это обеспечивает использование всей энергии двигателя, который запускается на высоте 16-21 м от земли для достижения высокой маршевой скорости ЗУР на траектории полета для ведения стрельбы по высокоскоростным и малоразмерным целям. Они поражаются осколочно-фугасной боевой частью с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. Характерной особенностью является то, что подрыв БЧ осуществляется радиовзрывателем, который с учетом скорости и высоты полета цели определяет конфигурацию и направление полета осколочного поля и обеспечивает максимальную вероятность ее накрытия и поражения. В транспортном положении консоли левого и правого крыла ракеты сложены навстречу друг другу, а после старта раскрываются и фиксируются. Загрузка ракет в БМ осуществляется транспортно-заряжающей машиной. В ходе государственных испытаний на полигоне Эмба (декабрь 1983 г. - декабрь 1984 г.) ЗРС«Тор» показала, что обеспечивает поражение целей, летящих со скоростью 300 м/с в диапазоне высот 10 - 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При этом эффективность поражения самолетов одной ЗУР составила 0,3 - 0,77, вертолетов — 0,5 - 0,88, ДПЛА — 0,85 - 0,95. Время реакции ЗРС от момента обнаружения цели до старта ЗУР не превышало 12 с, перевода в боевое и походное положения — 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ — не более 18 мин. С такими основными характеристиками 19 марта 1986 г. ЗРС «Тор» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была принята на вооружение. Серийно БМ 9А330 выпускалась Ижевским электромеханическим, ЗУР 9М330 — Кировским машиностроительным, а гусеничное шасси — Минским тракторным заводом. Сравнивая ЗРС «Тор» с ЗРК «Оса», наряду с вышеуказанными, следует отметить еще одно такое важное преимущество, как установку башни со всеми боевыми системами на высокопроходимом шасси гусеничной машины ГМ-355. Это обеспечивает передвижение БМ «Тор» по среднепересеченной местности со скоростью, соответствующей скорости движения танковых и мотострелковых частей и подразделений на марше, а также непрерывность их прикрытия от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя. Серийно БМ 9А330 выпускалась Ижевским электромеханическим, ЗУР 9М330 — Кировским машиностроительным, а гусеничное шасси — Минским тракторным заводом. Сравнивая ЗРС «Тор» с ЗРК «Оса», наряду с вышеуказанными, следует отметить еще одно такое важное преимущество, как установку башни со всеми боевыми системами на высокопроходимом шасси гусеничной машины ГМ-355. Это обеспечивает передвижение БМ «Тор» по среднепересеченной местности со скоростью, соответствующей скорости движения танковых и мотострелковых частей и подразделений на марше, а также непрерывность их прикрытия от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя. Гусеничная машина ГМ-355 включает в себя корпус, силовую установку, трансмиссию, ходовую часть, электрооборудование бортовой сети, средство автономного электроснабжения, средства жизнеобеспечения, связи, системы коллективной защиты, противопожарного оборудования, приборы наблюдения с системой стеклоочистки, индивидуальный комплект запасных частей и принадлежностей. Все это размещено в соответствующих отделениях и отсеках. Основная часть всего оборудования размещена в отделении управления (левая носовая часть корпуса), где находится и механик-водитель, в моторно-трансмиссионном отделении (кормовая часть корпуса), а также в отсеках жизнеобеспечения и противопожарного оборудования, аккумуляторных батарей, системы автономного электроснабжения (САЭС), ГТД и других. При массе около 24400 кг ГМ-355 обеспечивает работоспособность боевой машины «Тор» при температуре окружающего воздуха от -50° до +50° С, запыленности окружающего воздуха до 2,5 г/м3, относительной влажности 98% при температуре 25° С и на высотах до 3000 м над уровнем моря. Ее габаритные размеры по длине, ширине (по подкрылкам) и высоте (при номинальном дорожном просвете в 450 мм) не превышают 7790, 3450 и 2100 мм соответственно. Максимальный дорожный просвет может составлять 580+10-20 мм, минимальный — 180+5-20 мм. Силовая установка представляет собой двигатель с обслуживающими его системами (топливной, воздухоочистки, смазки, охлаждения, подогрева, пуска и выпуска). В качестве двигателя используется V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный с непосредственным впрыском топлива, четырехтактный дизельный двигатель В-46-2С1 с механическим наддувом от приводного центробежного нагнетателя, с жидкостным охлаждением и комбинированной системой его смазки (под давлением и путем разбрызгивания). По конструктивному исполнению он представляет собой модификацию двигателя типа В-2. Он установлен в моторно-трансмиссионном отделении параллельно продольной оси гусеничной машины с некоторым смещением к ее левому борту и жестко крепится восемью болтами к подмоторной раме, приваренной к днищу корпуса. При использовании дизельного топлива и 2000 оборотах в минуту максимальная мощность двигателя составляет 522 кВт или 710 л.с. Общий объем заправки топливом, при емкости переднего и задней группы баков 305 и 650 л соответственно, достигает 955 л. Пуск двигателя может осуществляться одним из двух, независимых друг от друга, способов -с использованием электростартера и сжатым воздухом, поступающим от компрессора с рабочим давлением 130-170 кгс/см2. В холодное время используется жидкостная с принудительной циркуляцией система подогрева двигателя. При работе в повышенных температурных условиях его охлаждение осуществляется жидкостной, закрытого типа системой с принудительной циркуляцией емкостью 95 л. Комбинированная (под давлением и путем разбрызгивания) система смазки двигателя, емкостью 80 - 85 л обеспечивает его нормальную работу в различных природно-климатических условиях. Минимально допустимый уровень масла в баке должен быть не менее 21л. Воздух перед поступлением в двигатель проходит через одноступенчатую систему очистки с периферийным отводом очищенного воздуха и центральным эжекционным удалением пыли. Трансмиссия (гидромеханическая трансмиссия -ГМТ, механизм поворота, два бортовых редуктора с тормозами, связующие детали и узлы) связывает двигатель с ведущим валом ГМТ, а её ведомые валы с ведущими валами бортовых редукторов. ГМТ, важнейший элемент трансмиссии, обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим валам бортовых редукторов, изменение тягового усилия на ведущих колёсах и скорости движения в зависимости от дорожных условий, движение задним ходом при неизменном вращении коленчатого вала двигателя, его отсоединение от бортовых редукторов при пуске и работе на остановках, а также от гидротрансформатора при прогреве двигателя. В трансмиссии установлена коробка передач планетарного типа с четырьмя передачами вперед и реверсированием по всем передачам на заднем ходу. Для плавного их включения используется гидравлический механизм золотникового типа, который дублируется механическим при включении второй передачи и заднего хода. Ходовая часть ГМ-355 состоит из гусеничного движителя, системы подрессоривания и гидравлической системы регулирования положения корпуса боевой машины. Гусеничный движитель сообщает БМ поступательное движение и состоит из двух гусениц, двух ведущих и двух направляющих колес, двенадцати опорных катков, двух механизмов натяжения гусениц и шести поддерживающих катков. Каждая мелкозвенчатая гусеница с резинометалли-ческими шарнирами и цевочным зацеплением состоит из ста тринадцати траков, каждый из которых представляет собой штампованную стальную подошву с приваренным к ней гребнем. Регулирование натяжения гусениц осуществляется гидропневматическими механизмами, которые установлены внутри изделия по бортам в носовой части корпуса. Натяжение или ослабление гусениц осуществляется путем перемещения направляющего колеса по дуге. При движении БМ механизмы натяжения обеспечивают подтяжку за счет давления газа, что уменьшает вертикальные колебания верхних ветвей гусениц. Ведущие колеса заднего расположения установлены на ведомом валу бортового редуктора. Каждое колесо состоит из ступицы и закрепленных на ней зубчатых венцов по 15 зубьев, рабочие поверхности которых и опорные площадки наплавлены износостойким сплавом. Ведущие колеса левого и правого бортов взаимозаменяемы. Направляющие колеса расположены по обоим бортам в носовой части гусеничной машины. Каждое колесо состоит из двух одинаковых штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. Для предохранения дисков от износа гребнями гусениц имеются реборды. Колесо симметричное и может быть перевернуто при износе реборды наружного диска. Опорные катки (алюминиевые двухбандажные с массивными шинами 630x170) воспринимают вес изделия и передают его через гусеницы на грунт. Каждый каток - двухрядный, состоит из двух обрезинен-ных штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. На торцах дисков закреплены реборды для предохранения резиновых шин и дисков от износа при воздействии гребней гусеницы. Поддерживающие катки (алюминиевые однобандажные с массивной шиной диаметром 225 мм) обеспечивают поддержание верхних ветвей гусениц и уменьшают колебания при их перематывании. На каждом борту корпуса изделия установлено по три катка. Все катки одношинные с обрезиненным ободом и взаимозаменяемы. Система регулирования положения корпуса (гидравлическая с дистанционным управлением) обеспечивает изменение дорожного просвета, придает корпусу дифферент, натяжение и ослабление гусениц. В качестве первичных источников питания силовой установки используются четыре стартерных аккумуляторных батареи типа 12СТ-70М, соединенных параллельно, с номинальным напряжением 24 В и емкостью 70 А-ч. каждая. Общая ёмкость батарей — 280 А-ч. Автономная система электроснабжения обеспечивает питание радиоэлектронной аппаратуры переменным трехфазным током напряжением 218 - 230 В, частотой — 400 Гц и потребителей постоянного тока напряжением 27,5 В. Источником переменного тока напряжением 230 В является генератор с номинальной мощностью 65 кВт, поддерживающий его при продолжительном режиме работы в пределах +2 % от номинала. Для привода генератора используется газотурбинный двигатель (ГТД), а в случае его неисправности -основной двигатель В-46-2С1 (на стоянке в исключительных случаях). Максимальная мощность ГТД 9И56 составляет 88,3 кВт или 120 л.с. при номинальной частоте вращения выходного вала 8000 об/мин. Удельный расход топлива не превышает 0,896 г/Втч или 660 г/л.с.ч. Еще одним характерным конструктивным отличием ЗРС «Тор» является объединение пускового и антенного устройств в единое антенно-пусковое устройство (АПУ), вращающееся относительно вертикальной оси. Это обеспечило быстрый разворот всей башни в направлении на цель и захват ее на автосопровождение антенной станции наведения, а также снижение перегрузок на ракеты при использовании системы газодинамического склонения и запуска маршевого двигателя после их вертикального старта. Для обеспечения круглосуточного вождения БМ ЗРС «Тор» и «Тор-М1» оснащены различными приборами наблюдения. Так, в дневных условиях механик-водитель может использовать призменный перископический прибор наблюдения ТНПО-168В, в ночных — перископический бинокулярный типа ТВНЕ-4Б. С этой же целью у механика-водителя установлено лобовое стекло с электрообогревом типа КО-803-1. Кроме того, визуальное наблюдение за местностью командир БМ может осуществлять с использованием приборов наблюдения ТНПО-168В и ТВНЕ-4Б. Для очистки их оптики используется гидропневматическая система стеклоочистки, а для стекла механика-водителя — с применением стеклоочистителя (21 л). Система жизнеобеспечения позволяет работать расчету в достаточно комфортных условиях. Так, для поддержания нормального температурного и звукового режимов в БМ ее внутренняя часть оклеена термозвукоизоляционным материалом. Для действий в неблагоприятных условиях и на радиоактивно зараженной местности БМ оснащена фильтро-вентиляционной установкой. Ее нагнетатель, с пропускной способностью 200±20 м/ч и производительностью 0,11 м3/с, обеспечивает создание избыточного давления внутри машины 250-мм водяного столба. В условиях низких температур может быть использован отопитель с тепловой производительностью не менее 7560 и 4650 ккал/ч на полном и частичном режимах соответственно. При повышенной внешней температуре используется компрессорный хладоновый кондиционер. В случае возникновения пожара может быть использована встроенная автоматическая с ручным дублированием система противопожарной безопасности в составе трех баллонов с огнегасящим составом (хладон 14В2) и 11 термодатчиков. После принятия ЗРС «Тор» на вооружение были начаты работы по ее дальнейшему совершенствованию и повышению боевых характеристик, в результате которых была создана ЗРС «Тор-М 1». В ее составе появились новые важные элементы — ракетный модуль 9М334 (для размещения в нем четырех ЗУР, главный конструктор О.Н.Жарый) и унифицированный батарейный командирский пункт (УБКП «Ранжир» 9С737, главный конструктор А.В.Шершнев). Их серийное производство осуществляли производственное объединение «Кировский машиностроительный завод им. XX партсъезда» и Пензенский радиозавод соответственно. После успешных государственных испытаний ЗРС «Тор-М1» в 1991 г. была принята на вооружение. В отличие от своего прототипа, ЗРС «Тор-М1» стала двухканальной по цели, ЗУР была оснащена БЧ с повышенными поражающими характеристиками, увеличены зона и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение УБКП «Ранжир» с БМ и централизованное управление ими при действии в составе батареи. Модернизированная ЗУР 9М331 унифицирована с предыдущим вариантом ракеты 9М330 и может использоваться комплексами «Top», «Top-M1» и корабельным ЗРК «Кинжал». Новая БМ (9А331), в отличие от прототипа, оснащена двухпроцессорной вычислительной системой повышенной производительности, усовершенствованными помехозащищенными РЛС на новой элементной базе и средствами автоматизации боевой работы. В ходе модернизации ЗРС «Тор» было достигнуто повышение вероятности поражения целей одной ЗУР: которая составила: крылатых ракет — 0,56-0,99; ДПЛА — 0,93-0,97; самолетов — 0,45-0,80 и вертолетов — 0,62-0,75. Одним из основных отличий новой БМ является использование транспортно-пускового контейнера (ТПК 9Я281) из алюминиевого сплава с размещенными в нем ЗУР, представляющего собой ракетный модуль массой 936 кг. Для размещения четырех ЗУР его корпус разделен диафрагмами на четыре полости, герметизированные сверху пенопластовыми защитными крышками, разрушающимися ракетой при старте. При транспортировке и хранении ракетные модули собираются в пакеты, которые могут перевозиться транспортной (ТМ — два пакета по четыре модуля) и транспортно-заряжающей {ТЗМ — два пакета по два модуля) машинами. ТЗМ обеспечивает заряжание БМ двумя ракетными модулями в течение 25 мин. Высокая эффективность стала причиной повышенного интереса к ЗРС «Тор-М1» со стороны многих зарубежных стран. Первой из них стала Греция - страна - участник военно-политического блока НАТО, которой была поставлена 31 боевая машина. О высокой эффективности ЗРС говорит то, что с постановкой ее на боевое дежурство значительно сократилось число нарушений греческого воздушного пространства со стороны Турции. Спрос на ЗРС «Тор» не ослабевает. Ожидается, что будет принято решение о дополнительной поставке в Грецию еще 19 БМ«Тор-М1». Кроме Греции и Китая, также закупившего 27 БМ этой системы, значительный интерес к ее приобретению проявляют и другие страны. Важным дополнительным элементом ЗРС «Тор-М1» является УБКП «Ранжир», который обеспечивает управление автономными боевыми действиями БМ «Top-Mi» в составе зенитной батареи. Время развертывания и подготовки его к боевой работе не превышает 6 мин. Вся аппаратура и источник питания размещаются на шасси гусеничного многоцелевого тягача легкого бронированного МТ-ЛБу. О целесообразности создания УБКП и использования его в составе ЗРС «Тор-М1» красноречиво свидетельствует следующий факт. При выполнении контрактов на поставку техники ПВО вместе с ЗРС «Тор-М1» Греции были поставлены восемь УБКП «Ранжир» на гусеничном и колесном шасси. Серия боевых стрельб, проведенных на греческих полигонах в 2001 г., полностью подтвердила заявленные российской стороной тактико-технические характеристики ЗРС, а вероятность перехвата воздушных целей превысила расчетную величину. Как показали результаты моделирования, прирост эффективности подразделения из четырех БМ «Top-M1», при условии использования УБКП, составил 40% и более за счет их централизованного управления. Совершенствование ЗРС «Тор» и «Тор-М1» продолжается и в настоящее время. Так, ведутся активные работы по замене ГМ-355 на гусеничное шасси ГМ-5955 отечественного производства, разработанного в подмосковных Мытищах. При массе 27000 кг оно выдерживает предельную нагрузку в 11500 кг. Машина работоспособна при температуре окружающего воздуха ±50 °С, относительной влажности воздуха 98%, запыленности до 2,5 г/м3. При движении с максимальной скоростью 65 км/ч запас хода по топливу составляет 500 км. На шасси установлен многотопливный дизель жидкостного охлаждения с тремя уровнями мощности, которая при 2000 об/мин может меняться в пределах 522 - 618 (710-840) кВт (л.с.)- Среднее удельное давление на грунт не превышает 0,8 кг/см2. При базе в 5055 мм дорожный просвет составляет 450 мм. Важной особенностью является наличие микропроцессорной системы диагностики и автоматического переключения передач. Однако процесс модернизации ЗРС «Тор» не ограничивается только повышением ее боевых возможностей. В условиях современных экономических реалий не маловажное значение для создателей и производителей современных средств ПВО имеет их конкурентоспособность на мировом рынке оружия с учетом всех его особенностей. Как отмечалось выше, ЗРС «Тор-М1» вызвала к себе повышенный интерес со стороны ряда зарубежных стран — потенциальных покупателей. Однако одним из сдерживающих факторов для них, особенно с развитой сетью автомобильных дорог, является то, что базовый вариант БМ «Тор-М1» имеет гусеничное шасси. Поэтому желание сохранить дорожное покрытие удерживает их от закупки систем на гусеничном шасси и, при оснащении войск, они традиционно отдают предпочтение боевой технике на колесной базе. С учетом этого и возможных условий эксплуатации на основе базового варианта БМ «Тор-М1» с гусеничным шасси была разработана ее колесная модификация «Тор-М1Т» в самоходном, буксируемом и стационарном вариантах. Их основные боевые характеристики, благодаря использованию однотипной аппаратуры, аналогичны характеристикам базовой системы «Тор-М1». При равной эффективности защиты подвижных и стационарных объектов от массированных ударов средств воздушного нападения противника в конструктивном исполнении они отличаются следующим: автомобильный (самоходный) вариант «Top-M1 ТА» — аппаратная кабина (АК) с радиоэлектронной аппаратурой размещается на автомобиле типа «Урал-5323», антенно-пусковое устройство (АПУ) — на автомобильном прицепе; буксируемый вариант «Тор-М1ТБ» — АК и АПУ размещаются на двух автомобильных прицепах (АК — на прицепе СМЗ-782Б, АПУ — на прицепе ЧМЗАП-8335.5); стационарный вариант «Тор-М1ТС» — АК размещается в специальной кабине, АПУ — на каркасе специальной конструкции. Немаловажно то, что «Тор-М1ТА» и «Тор-М1ТБ» могут быть установлены на колесные шасси производства заказчика. При этом за счет отказа от еысокопрохо-димого гусеничного шасси и некоторого увеличения времени приведения в боевую готовность (примерно до 8 - 15 мин) достигается общее снижение стоимости комплекса. Достаточно привлекателен для потенциальных покупателей стационарный вариант ЗРС "Тор-М1ТС». При сохранении высоких боевых возможностей по борьбе с различными типами воздушных целей, особенно с современным высокоточным оружием, в совокупности с достаточно невысокой стоимостью и возможностью быстрого перебазирования в другое место при необходимости эта зенитная система незаменима для прикрытия важных стационарных объектов в условиях резко меняющейся обстановки. Еще одной важной особенностью «Тор-М1Т» является то, что вся аппаратура указанных вариантов размещается в типовых модулях АК и АПУ, которые при развертывании и подготовке к боевой работе стыкуются между собой системой кабелей. В целом же основными преимуществами ЗРС «Тор-М1Т» в сравнении с базовым вариантом являются: более низкая стоимость; возможность использования в условиях развитой сети автомобильных дорог и транспортных коммуникаций без нанесения им повреждений; более высокая проходимость через препятствия с малой допустимой нагрузкой за счет распределения общей массы ЗРС на две подвижные единицы и снижения удельного давления на поверхность дороги. Указанные преимущества и другие отличия ЗРС «Тор-М1Т» расширяют возможности заказчика по выбору наиболее приемлемого для него варианта, исходя из стоящих задач, характера прикрываемых объектов, наличия автомобильной базы собственного производства, физико-географических условий, наличия и вида транспортных коммуникаций, финансовых и других возможностей. Еще одной привлекательной стороной для зарубежных покупателей является возможность поставки вместе с ЗРС «Тор-М1Т» совместимого с ней по шасси УБКП «Ранжир-МК». В настоящее время переговоры о его поставках уже ведутся с рядом потенциальных заказчиков. Процесс модернизации и дальнейшего повышения боевых возможностей ЗРС «Тор» продолжается. В настоящее время в рамках реализации концепции создания средств ПВО нового поколения идет активная работа над более совершенным вариантом ЗРС «Тор-М2». Источник: ТанкоМастер, №2, 2005



полная версия страницы